Размышления на Адвент: Радость Адвента

Размышления на Адвент: Радость Адвента

Дек 12, 2020

1. Адвент — это время радости и надежды. Радость — это пребывание вблизи Иисуса. Горе — утрата Иисуса.
2. Причина радости христианина.
3. Нести радость иным людям — неотъемлемая часть апостольского свидетельства.

В Литургии слова сегодняшней святой Мессы звучали слова апостола Павла, с которыми он обратился к христианам города Филиппы: Радуйтесь всегда в Господе; и еще раз говорю: радуйтесь! А затем он приводит причину, по которой следует испытывать глубокую радость: Господь близко! (Входной антифон, ср. Флп 4,4-5).

Это — также мотив радости Адвента, как и радости всякого иного дня: Господь близко. Он все более приближается. Апостол Павел дает нам ключ к уразумению источника всякой нашей печали. Это — отдаление от Господа вследствие наших грехов или духовной лености.

Господь всегда приносит нам радость, а не печаль. «Все Его тайны — это тайны радости. Скорбные тайны производим мы сами», — пишет один современный автор.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Лк 1,28), — говорит Ангел Марии. Причиной радости Девы является близость Бога.

Так и еще не родившийся Иоанн Креститель проявит свою радость, когда, будучи в лоне Елизаветы, ощутит приближение Мессии (ср. Лк 1,41-44). Ангел скажет пастухам: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам… Спаситель (Лк 2,10-11). Радость — это обладание Иисусом. Горе — это Его утрата.

Люди шли за Иисусом, к Нему подходили дети (а дети не подходят к печальным людям!), и весь народ радовался о славных делах Его (Лк 17,13b).

После дней тьмы, которые последовали за Его Страстями, воскресший Иисус являлся ученикам в разных ситуациях. Евангелист вновь и вновь отмечает, что апостолы обрадовались, увидев Господа (Ин 20,20). Они никогда не забудут этих встреч, во время которых их души преисполнялись неописуемой радостью.

Радуйтесь! — призывает нас апостол Павел. У нас для этого есть достаточно причин. Более того, есть одна причина, которая неизмеримо превосходит все иные: Господь близко. Мы можем приблизиться к Нему, если только захотим. Вскоре наступит Рождество Христово, великий праздник для всех христиан, а также для всего человечества, которое ищет Христа, часто не осознавая этого. Наступает Рождество Христово, и Бог хочет, чтобы мы были радостными, как пастухи, как волхвы, как Иосиф и Мария.

Мы можем быть радостными, если Господь подлинно присутствует в нашей жизни, если мы не потеряли Его, если мы не утратили духовного зрения вследствие духовной лени и недостатка истинного великодушия. Тот, кто ищет счастья на путях, которые уводят от Господа, найдет лишь печаль и нужду. Все, кто тем или иным образом отошли от Господа, в конце концов убедились, что вне Бога нет и не может быть истинной радости.

Обретение Христа и пребывание вблизи Него сопряжено с чувством всегда нового и глубокого счастья.

2 Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости: ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Ис 49,13).

Христианин должен быть радостным человеком по самой своей сути. Несомненно, наша радость не является житейской радостью, но радостью о Христе, Который приносит истину и мир. Только Он может даровать и сохранить их, поскольку мир не владеет их секретом.

Мирская радость приводит к отчуждению. Оно возникает всякий раз тогда, когда человек пытается бежать от самого себя, когда смотрит «в сторону», когда ему удается оторвать свой взор от своего пустого и одинокого «внутреннего я». Христианин носит свою радость в себе, поскольку встречает Бога в своей собственной, пребывающей в состоянии благодати душе. Здесь заключен постоянный источник его радости.

В эти дни Адвента не трудно представить себе Пресвятую Деву Марию, сияющую радостью от того, что Она носит в Своем лоне Сына Божия.

Мирская радость бедна содержанием и мимолетна. Радость христианина глубока и не зависит от того, как складываются внешние обстоятельства. Она совместима с болью, болезнью, неудачами, поражениями и трудностями. Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас, — обещал Господь (Ин 16,22). Ничто и никто не лишит радости и мира, пока мы не отдалимся от их источника.

Уверенность в том, что Бог является нашим Отцом и желает для нас всего самого лучшего, создает в нас настроение спокойного и твердого упования даже перед лицом неожиданных трудностей. В ситуациях, в которых неверующий человек видит лишь безжалостные удары слепой судьбы, христианин открывает Господа, а, вместе с Ним, — благо неизмеримо большее, нежели то, которое он, как кажется, потерял. «Сколько же неприятностей исчезает, когда мы целиком вверяем себя в руки Бога, никогда не оставляющего нас! — пишет Хосемария Эскрива в своей книге Друзья Божии (п. 249). — Любовь Христа по-разному обращается к своим: к инвалидам, больным… Он спрашивает: что у тебя болит? Мы отвечаем: болит у меня… — и тотчас является свет или, по крайней мере, готовность принять свои обстоятельства и мир». Нам достаточно взглянуть на Иисуса, чтобы боль прошла. В Нем мы обретаем мир и радость.

Мы действительно, подобно всем прочим людям, будем переживать трудности. Однако эти трудности, большие и малые, не лишат нас радости. Трудности — это обычная вещь, и мы должны с этим считаться. Нам не следует ожидать жизни без проблем, без искушений и страданий. Если бы не трудности жизни, мы не имели бы возможности возрастать в добродетелях.

Основание нашей надежды должно быть прочным. Нельзя находить опору лишь в тленных вещах: хороших известиях, здоровье, покое, улучшении своей финансовой ситуации, что позволит в будущем содержать семью, изобилии материальных благ и т.п. Все это — нечто дозволенное и хорошее — остается таковым лишь до тех пор, пока не уводит нас от Бога. Однако самого по себе его недостаточно, чтобы обеспечить нам подлинную радость.

Господь требует, чтобы мы всегда были радостными. Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3,10-11). Лишь Он может стать опорой всей нашей жизни. Нет такой печали, которую Он не мог бы развеять: Не бойся; только веруй… (ср. Лк 8,50), — говорит Он нам. Он имеет в виду все ситуации, которые могут встретиться на нашем жизненном пути, включая те, причиной которых является наша собственная глупость и недостаток святости. На все есть свое лекарство.

Нам следует очень часто, подобно тому, как мы это делаем во время нынешнего размышления, обращаться к Нему со словами искренней и доверительной молитвы перед дарохранительницей. Столь же часто нам следует открывать свое сердце на исповеди и нашим духовным руководителям. Тогда мы обретем источник радости. Наша благодарность выразится в большей вере, в еще более твердом уповании, достаточном, чтобы развеять любую печаль, а также в заботе об иных людях.

Ибо еще немного, очень немного, и грядущий придет и не умедлит (Евр 10,37), а вместе с Ним явятся мир и радость. Вместе с Иисусом мы заново обретем смысл нашей жизни.

3 Душа, охваченная печалью, подвержена многим опасностям. Сколько же грехов совершается под сенью печали! Когда же душа преисполнена радости, она обращается вовне и побуждает иных людей к действию. Печаль травмирует окружающих и приносит им вред. Она рождается по причине эгоизма, сосредоточения на одном себе и забвения иных людей, равнодушия к работе, недостатка воздержания, поисков похвал и благодарности, пренебрежения общением с Богом.

Умение забыть о себе, не сосредотачиваться чрезмерно на собственных занятиях — это необходимое условие приближения ко Христу, в Котором можно обрести всю полноту радости от служения Ему. Тот, кто занят лишь собой, едва ли обретет радость и откроется по отношению к Богу и иным людям.

Чтобы приближаться к Богу и возрастать в добродетели, мы должны быть радостными.

С другой стороны, если мы добросовестно исполним наши обязанности, мы сможем доставить много радости нашему окружению, поскольку подобная радость приводит людей к Богу. Апостол Павел наставлял первых христиан: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6,2). Часто мы можем сделать более приятной жизнь иных людей, доставляя им малые радости. Сами по себе они не имеют большого значения, но свидетельствуют о нашем уважении и любви к этим людям. Стоит вовремя улыбнуться нашему ближнему, сказать ему сердечное слово, похвалить его за что-нибудь, загладить случившееся недоразумение и т.д. Таким образом мы будем способствовать тому, чтобы жизнь окружающих нас людей стала легче. Важнейшее задание христианина — нести радость миру, который погружен в печаль по причине своего отдаления от Бога.

Часто ручеек ведет к источнику. Маленькие радости, которые мы доставляем нашим ближним, могут привести их к источнику истинной радости — ко Христу, Господу нашему.

Будем готовиться к празднику Рождества Христова вместе с Пресвятой Девой Марией. Постараемся приготовить к нему и окружающих нас людей, создавая климат христианского мира и обеспечивая окружающим нас людям максимум радости и тепла. Людям нужны доказательства того, что Христос действительно родился в Вифлееме. Однако едва ли какие доводы будут столь убедительны, как неизменная радость христианина, которой не становится меньше при появлении страданий и испытаний. Пресвятая Дева Мария претерпела много таких испытаний, когда, уставшая после долгого пути, приехала в Вифлеем и не нашла места, где могла бы родить Своего Сына. Но возникшие проблемы не помешали Ей радоваться тому факту, что Бог вочеловечился и стал одним из нас.