Размышления на Адвент: Голос благовестника: приготовьте путь Господу

Размышления на Адвент: Голос благовестника: приготовьте путь Господу

Дек 5, 2020

1. Призвание Иоанна Крестителя. Фигура Иоанна Крестителя. Ее связь с периодом Адвента.
2. Смирение Иоанна. Его необходимость при совершении апостольского служения.
3. Все мы — свидетели и благовестники. Апостольское служение людям, с которыми нам приходится иметь дело ежедневно.

8.1 Народ Божий, вот, грядет Господь, чтобы спасти народы. Возгремит Господь величественным гласом Своим, и возрадуется сердце ваше (Входной антифон, ср. Ис 30,19.30).

Вот, грядет Господь… Грядет Спаситель, но никто ничего не замечает. Мир живет, как обычно, в полном равнодушии к происходящему. О пришествии Господа знают лишь Мария и Иосиф, которого известил ангел. Мир пребывает во тьме. А Христос все еще пребывает в лоне Марии. Иудеи продолжают спорить о Мессии, не подозревая, что Он так близко. Лишь немногие подлинно ожидают утешения Израилева: Симеон, Анна… Время Адвента — это время ожидания.

Кроме того, Церковь предлагает нам сегодня поразмышлять о фигуре Иоанна Крестителя. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф 3,3).

Пришествие Мессии предварялось служением пророков, которые, подобно герольдам, заранее возвещали появление великого царя, предупреждали о его прибытии. «Иоанн стоит на рубеже двух Заветов: Ветхого и Нового, — говорит святой Августин. — Сам Господь некоторым образом свидетельствует о том, кем является Иоанн, когда говорит: «Все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф 11,13). Он — олицетворение древности и предвосхищение новых времен. Как воплощение древности, он рождается от престарелых родителей; как провозвестник новых времен обнаруживает пророческий дар еще в утробе матери. Он еще не родился, а уже «взыграл радостно» в материнском чреве при приближении Пресвятой Марии Девы (ср. Лк 1,41-44). Иоанн был назван пророком Всевышнего, поскольку его миссией было идти перед Господом, чтобы приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение.

Исполнению этой миссии была подчинена вся жизнь Иоанна, начиная с его зачатия во чреве матери. Она стала его призванием. Его целью было приготовить для Иисуса народ, способный принять Царствие Божие, а, с другой стороны, дать об Иисусе свидетельство. Иоанн, трудясь, не будет искать возможности личного самовыражения. Он будет трудиться, чтобы представить Господу народ приготовленный (Лк 1,17). Он будет это делать не для собственного удовольствия, но поскольку ради этого он и пришел на землю. Таково подлинное апостольство: оно требует забыть о себе и посвятить себя заботам об иных людях.

Иоанн доводит свою миссию до конца. За нее он отдает свою жизнь. Многие люди пришли ко Христу именно благодаря апостольскому служению Иоанна Крестителя. Первые ученики пошли за Христом, потому что Иоанн призвал их так поступить. Еще больше людей, слушавших проповеди Иоанна, было внутренне подготовлено, чтобы впоследствии уверовать в Иисуса.

Призвание Иоанна проникает собой всю его жизнь. Все в ней имеет отношение к доверенной ему Богом миссии. Спасение многих сынов Израиля Бог поставил в прямую зависимость от того, как Иоанн исполнит свое служение.

Всякий без исключения человек на своем месте и в своей личной ситуации имеет призвание от Бога. От того, каким образом он будет исполнять его, зависит очень многое. Бог связывает с нами Свои планы. «От того, насколько ты и я поступаем согласно воле Божией, — напоминает нам Хосемария Эскрива (Путь, 755), — зависит много важных вещей. Никогда не забывай об этом». Приближаем ли мы Господа окружающим нас людям? Являемся ли примером для них в нашем отношении к труду, к семейным обязанностям? Говорим ли мы о Боге с нашими коллегами по работе или по студенческой аудитории?

8.2 Иоанн четко осознает, какая именно миссия ему поручена. Он знает, что недостоин даже понести обувь Христа (Мф 3,11). Заметим, что подобную работу исполнял самый незначительный из слуг своего господина. Иоанн Креститель, не колеблясь, провозглашает, что в сравнении с Иисусом он — никто. Он не хвалится своим происхождением, не пытается представляться: «Я, Иоанн, сын Захарии, из священнического рода. Напротив, когда его спрашивают: кто ты?, он отвечает: Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, приготовьте пути Ему (Ин 1,19-23). Он — не больше, чем просто голос. Голос благовестника Иисуса. В этом — его миссия, жизненное задание, сама суть его личности. Само его существо определено Иисусом. Таким же образом дело должно обстоять и в нашей жизни, и в жизни каждого христианина. Первое место в нашей жизни должен занимать Христос.

По мере того, как разворачивается служение Иисуса, Иоанн старается отойти на задний план, исчезнуть. Самые лучшие его ученики, по его указанию, идут за новым Учителем, Который еще только начинает Свое служение. Вот Агнец Божий! — скажет он будущим апостолам Иоанну и Андрею, указывая на проходящего мимо Иисуса (Ин 1,35-36). С большой нежностью он прощается с теми, кто следовал за ним, а теперь уходит к Иисусу. Иоанн «пребыл в святости, потому что имел смирение в своем сердце», — сказал святой папа Григорий Великий. По этой причине он заслужил похвалу Господа: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11,11).

Иоанн и ныне указывает нам путь, которым мы должны идти. В личном апостольском служении, когда мы готовим иных людей к встрече со Христом, мы должны стараться не быть в центре внимания. Важно лишь, чтобы Христос был проповедан, чтобы Его познали и любили. Ведь только у Него слова жизни, только у Него Спасение. Поведение Иоанна — это лучшее предостережение против тщеславия, которое постоянно побуждает нас выдвигаться на первый план. Но когда мы хотим утвердиться в своей исключительности, для Христа не остается места.

Господь также требует от нас «не жить напоказ», не строить из себя героев, но вести жизнь простую и скромную, стараться всем делать добро и добросовестно исполнять свои обязанности. Не имея смирения, мы не сможем приблизить Христа нашим друзьям. В этом случае, вся наша жизнь может оказаться бесполезной.

8.3 Мы, конечно же, являемся не только благовестниками, но и свидетелями Христа. Имея благодать Крещения и Миропомазания, мы приобрели почетную обязанность словом и делом исповедовать Христа. Чтобы иметь силы для исполнения этой миссии, мы имеем пищу духовную — Тело Христово. Эту пищу мы можем принимать часто, даже ежедневно. Священники преподают нам изобильную благодать Таинств и учат нас слову Божию.

Все, что мы имеем, несравненно выше того, что имел Иоанн. Поэтому Сам Иисус сказал о нем: меньший в Царстве Небесном больше него (Мф 11,11). Разница, несомненно, очень велика! Иисус еще только намеревается прийти, а Иоанн живет для того, чтобы быть Его Провозвестником. Мы являемся свидетелями, но какими? Каково наше христианское свидетельство среди коллег и в семье? Имеет ли оно достаточную силу, чтобы убедить тех, кто еще не верит в Него, не любит Его или имеет о Нем ложное представление? Является ли наша жизнь доказательством истинности христианства? Размышления, в ходе которых мы постараемся дать себе ответ на эти вопросы, помогут нам лучше пережить Адвент — время, в которое наше апостольское служение должно стать особенно интенсивным.

Иоанн знает, что Бог готовит нечто великое. Он сам должен стать орудием этих Божиих замыслов. Дух Святой ведет его в нужном направлении. Однако мы знаем о замыслах Божиих в отношении человечества несравненно больше. Мы знаем Иисуса Христа и Его Церковь, имеем Таинства, детально сформулированное богословское учение о Спасении… Мы знаем, что мир нуждается в Царствии Божием, знаем, что счастье и Спасение людей зависят от Христа. Мы имеем Самого Христа, Того Самого, Которого возвещал Иоанн Креститель и на Которого он указал.

«В отдельных людях и в целых народах живет ожидание, пусть и не вполне осознанное, познания правды Божией… Энтузиазм проповеди Христа черпает силы из убеждения в том, что такая проповедь удовлетворяет этим ожиданиям» (Иоанн Павел II, Энциклика Redemptoris missio, 45).

Мы являемся свидетелями и благовестниками. Мы должны давать свидетельство, а одновременно указывать путь иным людям. «Наша ответственность неимоверно высока как раз потому, — отмечает Хосемария Эскрива (Это приходит Христос, 122), — что быть свидетелем Христа означает, прежде всего, жизнь согласно Его учению и стремление к тому, чтобы наша жизнь служила напоминанием иным людям о жизни Иисуса Христа, приближало им Его образ. Мы должны, следовательно, поступать таким образом, чтобы другие люди, глядя на нас, могли сказать: этот человек — воистину христианин, поскольку он не знает ненависти, с пониманием относится к ближним, чужд фанатизма, управляет своими желаниями, ценит мирные отношения, а все это потому, что он — любит».

Очень многие люди прикладывают все усилия, чтобы приобрести как можно больше материальных благ, как будто в этом состоит смысл жизни. Однако их сердце никогда не будет спокойно. Мы должны указать им истинный путь. Мы должны указать его всем без исключения. «Вы знаете, — говорит нам святой Августин, — то, как каждый из вас должен вести себя в своем доме, с друзьями, с соседом, с подчиненным, с начальником, с равным себе. Вы знаете также, каким образом Бог создает удобную ситуацию, каким образом отверзает двери Своим словом. Поэтому не стремитесь жить в покое прежде, чем вы приобретете ваших ближних для Христа. Ведь Христос приобрел вас самих».

Наша семья, друзья, коллеги по работе, те, с кем мы часто общаемся, должны в первую очередь извлекать для себя пользу из нашей любви к Господу. В то же время, тем, с которыми нам не удается часто общаться, мы также можем оказать помощь посредством нашей молитвы и личного примера.

Нашим счастьем должен стать факт приближения к Господу многих людей, которые прежде были далеки от Него или равнодушны к Нему. Именно этому посвятил свою жизнь Иоанн Креститель. Вместе с тем, нам не следует забывать, что это благодаря благодати Божией, а не благодаря нашим усилиям, люди обращаются ко Христу. А поскольку никто не может дать того, чего не имеет сам, первостепенной задачей является такое углубление нашей духовной жизни, чтобы преизбыточная любовь Божия изливалась через нас на всех, кто вокруг.

Мария, Царица Апостолов, умножит нашу радость и стремление приближать иных людей Ее Сыну, и соделает, чтобы ни одно усилие во имя Его не пропало даром.

Источник: Франсиско Карвахал. В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день. Том 1. Адвент и Рождественское время