Окт 23, 2022
Первого сентября 1939 года началась война. Университет закрыли. Кароль Войтыла, чтобы получить для себя и отца продовольственные карточки, а также уберечься от высылки на принудительные работы в Третий рейх, устроился на фабрику «Солвей», производящую соду. Сначала он попал в каменоломни, где ему приходилось разбивать известковые блоки. Там же он работал на узкоколейной железной дороге.
Вскоре Кароль стал помощником специалиста по закладке взрывных зарядов и подрыву каменных пластов.
Францишек Лабущ: «Он пришёл на работу такой молоденький, мне было его так жалко… не знаю, он ни на что не годился. Я про себя думал: «Лучше бы ему стать священником. У него такие нежные руки. Я не поручал ему никакой работы, но он делал всё. Ведь моя жизнь шла к закату, а его — только начиналась. Он помогал мне наматывать проволоку, носил за мной снаряды для взрывов. Однажды, как обычно, я заряжал взрывное устройство, а он стоял рядом. Я ему сказал: «Тебе лучше стать священником», — а он в ответ лишь улыбнулся. Потом он как-то мне этот разговор припомнил, заметив, что вот он и стал священником…».
Постепенно в Кароле созревало призвание к священству — осенью 1942 года он принял окончательное решение поступить в Краковскую Духовную семинарию, которая в то время была подпольной. Кароль учился и сдавал экзамены, продолжая работать на фабрике «Солвей» — но уже не в каменоломнях, а в цехе по очистке соды.
Рассказывает Юзеф Пахач, рабочий фабрики «Солвей»: «Я увидел его на фабрике. Было двенадцать часов дня. Колокола возвещали о начале молитвы «Ангел Господень». Услышав звон, он поставил вёдра, перекрестился и начал молитву. Потом встал и пошёл дальше — никого не стесняясь».
«Он был очень набожным, — вспоминает Владислав Челюх, работавший вместе с Каролем Войтылой. — В ночную смену около полуночи он опускался на колени посреди цеха по очистке соды и молился. Я иногда подходил к нему и вполголоса, чтобы не мешать ему молиться, сообщал, что конденсат очень сильный. Завершив молитву, он сразу же приступал к работе. Однако не все рабочие относились с уважением к набожному человеку. Были и такие, которые во время его молитвы бросали в него паклю или что-нибудь ещё».
Источник: Януш Поневерский. «Цветочки Иоанна Павла II»