Май 15, 2023
В 1898 году Шарль де Фуко написал своему другу, монаху-трапписту: «для того, чтобы обрести Божью благодать, необходимо пройти через пустыню и остаться в ней: именно пустыня – это то место, где человек освобождается и отчищается от всего, что не есть Бог, где полностью опустошается дом нашей души, оставляя место лишь Богу. Евреи прошли через пустыню; Моисей жил в пустыне перед тем, как получил свою миссию; после выхода из Дамаска святой Павел провел три года в Аравии; ваш покровитель святой Иероним и святой Иоанн Златоуст также прошли подготовку в пустыне. Пустыня – это незаменимый опыт. Пустыня – это время благодати. Это момент, через который должна пройти всякая душа, стремящаяся принести плод. Эти тишина и сосредоточенность просто необходимы,… именно в уединении Бог всецело отдается тому, кто полностью отдается Ему. Если нет подобной внутренней жизни,… душа становится источником, который желает дать святость другим, а не может, потому что у нее самой нет святости».
У этого святого монаха, миссионера в Сахаре, был чрезвычайно богатый опыт жизни в пустыне. Тем не менее, духовные авторы, комментирующие его труды, не останавливаются лишь на физическом аспекте пустыни во время жизни святого в Акбэсе (Сирия) и Таманрассете (Алжир), а обращаются также к понятию пустыни внутренней, поскольку сам святой именно так интерпретировал уединение: пустыня, в первую очередь, есть пребывание души наедине с Богом, отрешенность чувств, плод очищения и щедрой самоотдачи Богу ради любви к Нему.
Шарль де Фуко видел, как в его жизни исполнилось обещание Бога, данное через пророка Осию народу Израиля и каждой душе: «Посему вот и Я увлеку её, приведу её в пустыню и буду говорить к сердцу её… и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской». (Ос 2, 14-15). Эта пустыня, куда Бог уводит те души, с которыми хочет говорить сокровенно, есть пустыня испытания, оставленности и отчаянной борьбы против себя самого и против врагов своей души.
Конечно же, в жизненных обстоятельствах не всегда удается заметить, как Бог влечет душу к уединению и тишине. В жизни Шарля де Фуко было долгое время потери веры, охлаждения, моральных и человеческих заблуждений. Но Божья рука непреклонно ведет его через все эти годы, потому что Его воля исполняется всегда. Путь души этого молодого солдата и подающего надежды исследователя, который был уверен, что сам управляет своей жизнью, выливается во встречу с Богом в одиночестве и отрешении от всего тварного. И именно там утоляет жажду сердце, разочаровавшееся во всем, что не есть Бог. И там дает ответ, дает плод, наполняется духовной радостью от обилия полученной благодати.
У святого Иоанна Креста, учителя Шарля де Фуко в годы обращения и духовного становления, есть прекрасные строки из его Духовной Песни, изумительного гимна одиночеству, в котором Бог открывается избранным душам:
Одна она парила
над кручами; одна гнездо свивала,
её одну звал Милый,
что был один сначала,
и одиноко страсть его сжигала.
В собственном толковании этих строк мистический Учитель указывает, что здесь говорится о двух вещах: первая – что в отрешенности чувств, которое душа захотела пережить, она нашла своего Возлюбленного, то есть. Бога; вторая – поскольку душа старалась не любить ничего, кроме Бога и Его воли, Бог сам позаботился о ней, «принимая ее в Свои объятия, подавая ей все блага, возвышая ее дух к божественному».
Для Иоанна Креста, душа должна погрузиться в одиночество, чтобы идти навстречу Богу и соединиться с Ним. Пустыня – это избавление от всего, что не есть Бог, как в материальном, так и в духовном плане: «уединение, в котором ранее жила душа, было желанием отчуждения ради своего Жениха от всех вещей и благ мира, в поисках совершенствования и в стремлении к совершенному одиночеству». Это отчуждение должно быть прежде всего в сфере чувств, как сказал бы святой Игнатий. Это не означает отказ от обладания и наслаждения вещами, а скорее стремление обладать, наслаждаться и любить вещи исключительно ради Бога и Божьей славы: «в одиночестве души от всех вещей быть оной с Богом, Он ее направляет и руководит ею, и возвышает к божественному… потому что когда душа освобождает свои силы от всего низшего и от качеств высших, то тут же Бог наполняет их всем духовным и божественным, так, что сам Бог ведет ее в этом одиночестве».
Души, обнажившиеся таким образом ради Бога, Он наполняет благодатью также «в одиночестве», и здесь святой Иоанн Креста имеет в виду, что Он дает Свою благодать и силу без посредников, из духа в дух, будучи единственным, кто пребывает с ними в общении. Ведь «помимо того, что Жених очень любит одиночество души, ее любовь еще более ранит Его, так как душа сама возжелала отречься от всего, будучи ранена Божией любовью. Бог не хочет оставить ее одну, а раненый ее одиночеством ради Него, видя что она не находит удовлетворения ни в чем другом, сам направляет ее к Себе, привлекая и вбирая ее в Себя, чего Он не сделал бы, если бы она не пребывала в духовном уединении».
Это и является глубинным смыслом утверждения Шарля де Фуко, что необходимо пройти через пустыню для обретения Божьей благодати. Если мы не прилагаем постоянных усилий любить исключительно Бога, Его волю, стараясь каждый день исполнять ее незамедлительно, безупречно, с благодарностью и упованием, то мы не сможем принять в свое сердце все то обилие благодати, которое Бог желает нам дать.
Поэтому призываю всех, кто каждый месяц молится о призваниях в проекте «40 часов», по мере возможности добавить к своим намерениям еще одно: дабы ваши сердца уподобились Сердцу Христа и Его Матери. Пусть ваши души пребывают в пустыне духовного уединения, чтобы любить лишь Бога, и все остальное — лишь ради любви к Богу, чтобы Он щедро одаривал мир обилием Своих милостей.
Отец Хуан Мануэль дель Корасон де Хесус Росси, IVE
24 апреля 2023 года
Карфаген, Тунис