1. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
1) Выражение «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ», можно истолковать в трёх значениях:
а) Во-первых, оно может обозначать противоположность материальной жизни. В этом значении мы говорим о духовной деятельности человека, который думает, рассуждает, и любит. Имеет только натуральное значение.
б) Во-вторых, может использоваться, чтобы обозначать духовную жизнь, как противоположную жизни чисто натуральной. В этом значении, имеет духовную жизнь всякая душа, которая живёт в благодатном состоянии, т.е., в благодати Божьей.
в) И, в-третьих, чтобы выразить сверхъестественную жизнь того человека, который старается жить ею во всей полноте. И таким образом, мы говорим о Духовности, духовный человек, и т.д., чтобы обозначать науку, которая изучает веши, относительные с христианской духовностью, или человека, который хочет жить ей (духовную жизнь) профессионально, в полноте. Мы используем выражение «духовность» всегда в этом последнем значении.
2. БЛАГОДАТНАЯ ЖИЗНЬ – НАЧАТАЯ ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ
(«3 возраста внутренней жизни». Garrigou—Lagrange)
I) Начатая вечная жизнь
Внутренняя жизнь христианина предполагает состояние благодати, которое является противоположным состоянию смертного греха. Не смотря на это, не хватает, чтобы вести истинную внутреннюю жизнь, быть в состоянии благодати, в котором находится ребёнок после крещения, или исповедующийся человек после прощения его грехов. Внутренняя жизнь, кроме того, предполагает борьбу против всего того, что нас склоняет вернуться к греху, и постоянное стремление души к Богу. Но если бы мы имели глубокое познание благодатного состояния, тогда мы поняли бы, что оно является, не только принципом и фундаментом истинной совершенной внутренней жизни, но также ростком вечной жизни.
Необходимо подчеркнуть это с самого начала, вспоминая слова Святого Фомы Аквинского: «самая низкая степень освящающей благодати, стоит больше чем всё существующее во вселенной», потому что благодать это росток жизни вечной, несравненно высший, чем естественная жизнь нашей души и даже жизни ангелов.
Это размышление, лучшее, что мы можем использовать, чтобы взвесить ценность освящающей благодати, которую мы получили в крещении, и которая возвращается к нам через прощение грехов, если мы к несчастью потеряли её[1]. Обязательно, если мы хотим понять ценность этого ростка или семени, чтобы мы познали растение, которое должно вырасти из него.
II) Обещанная Спасителем вечная жизнь для людей доброй воли.
Выражение «вечная жизнь» редко используется в Ветхом Завете, в котором награда праведников после смерти часто представляется символическим образом, например, в образе обещанной земли.
Это более понятно, когда мы подумаем о том, что праведники Ветхого Завета, должны были ждать после своей смерти, Страстей Спасителя и Его жертвы на Кресте, и только таким образом, они могли увидеть открытыми двери Небес. В Ветхом Завете всё было упорядоченно в первую очередь для прихода обещанного Спасителя.
В проповеди Иисуса всё идёт упорядоченно в духовную жизнь. И если мы внимательно послушаем Его слова, то мы заметим, насколько эта жизнь в вечности, о которой говорит Иисус, отличается от той, будущей жизни, о которой говорили самые лучшие философы, как например Платон.
Иисус учил нас тому, что путь, который приводит в вечную жизнь, является узким (Мф. 7,14). И чтобы достичь её необходимо обязательно жить далеко от греха, соблюдая божественные законы. Во многих отрывках четвёртого Евангелия (от Иоанна) утверждается: «тот, кто верует в меня, тот имеет жизнь вечную» (Ин. 5,24; 6,40, 47, 55), то есть, тот, кто верует в Меня, в то, что Я Сын Бога, с живой верой соединённой с любовью и с исполнением заповедей, тот имеет в себе начатую вечную жизнь. Тому же Иисус учит нас в восьми блаженствах, с начала Его проповеди (Мф. 5,3-12) «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…, Блаженны плачущие, ибо они утешатся…, Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся…, Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…». Какой другой вещью является вечная жизнь, если не насыщением зрения Бога в Его царстве?
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
(1Ин. 3,2).
Святой Павел добавляет: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».
(1Кор. 13,12).
Никакая сотворённая идея, на самом деле, не способна представить в себе, какой на самом деле есть, бесконечно существующий Бог и Его бесконечная истина. Всякая сотворённая идея, является конечной, и является только простым понятием того или иного совершенства Бога, Его сущности, Его истины или Его доброты, Его мудрости или Его любви, Его милости или Его справедливости.
Как например: мы видим только семь цветов радуги, и желаем увидеть чистый блеск, источника от которого они происходят. Подобно этому и Божественность. Пока мы не созерцаем божественность, такой, какою она на самом деле является, и бесполезно хотеть понять, здесь на земле, внутренне сочетание божественных совершенств, в частности бесконечного Милосердия с бесконечной Справедливости.
Наши сотворённые идеи о божественных совершенствах являются как бы камнями мозаики, которые грубо показывают духовный лик Бога. Когда мы обращаем внимание на Его справедливость, нам кажется что она слишком строгая. И когда размышляем о бесплатных дарах Его милосердия, нам кажется, что они являются несправедливыми. Обычно мы размышляем так: в Боге справедливость и милосердие смешиваются; между ними не существует реального различия. Всё это является истинной; но также является правдой и то, что в этой жизни мы не поймём внутреннюю гармонию между этими совершенствами. Чтобы понять это, необходимо, чтобы мы видели, без вмешательства какой либо сотворённой идеи, прямо, Божественную сущность такой, какая она есть на самом деле.
В этом взгляде и состоит вечная жизнь. Никто не способен выразить радость и любовь, которые от неё следуют в нас. Мы увидим Бога, как Он видит себя, но без достижения всей глубины Его сущности.
III) Росток вечной жизни в нас
Непосредственный взгляд на Бога, о котором мы говорили, превосходит естественные способности любого сотворённого разума, ангельского или человеческого. Утверждаем это, потому что, если какой-нибудь сотворённый разум, смог бы увидеть Бога только через его естественные силы, тогда тот разум имел бы в себе тот же формальный объект, который находится в божественном разуме.
Следовательно, сотворённый разум, может быть поднят в прямой взгляд Божественной сущности, только с бесплатной помощью, то есть, только через благодать Бога. Эта благодать находится в нас как привитая ветка к дереву, дающая способность принести хорошие плоды. Ангел и человеческая душа, могут только быть способны к сверхъестественному познанию и любви Бога, посредством этой божественной прививки привычной или освящающей благодати, которая является участием в Божественной природе или другими словами, внутренней жизни Бога. Только эта благодать, полученная в сущности нашей душой как бесплатный дар, может радикально сделать её способной к действиям собственно божественным, способной непосредственно видеть Бога, как Он видит себя и любить Его, как Он любит себя.
Другими словами, обожествление разума и воли предполагает обожествление самой души в сущности, от которой происходят эти способности.
Эта благодать, когда уже заключена в душе, называется славой, и от неё происходит для разума блаженных, находящихся на небесах, сверхъестественный свет, который позволяет им видеть Бога; и для воли, внушённую любовь, которая позволяет им любить Его без возможности отдалится от Него.
Итак, в крещении мы уже получаем росток вечной жизни, потому что через него нам была дана освящающая благодать, которая является фундаментальным началом вечной жизни: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37).
В сущности это та же самая вечная жизнь, которая находится в христианине как росток здесь на земле, и в полном развитии в святых на небесах, ведь они являются истинными обладателями вечной жизни. «не придет Царствие Божье приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк. 17,20sq).
Это та же самая сверхъестественная жизнь, та же самая освящённая благодать, которой обладает справедливый человек на земле и святые на небесах, та же самая внушённая любовь с двумя различиями: здесь мы узнаём Бога, не с ясностью зрения, но в темноте внушённой веры, и кроме того, хотя мы ждём времени когда будем обладать ею вечно, мы ещё здесь на этой земле можем потерять её из-за наших грехов.
Несмотря на эти два различия, относящихся к вере и надежде, речь идёт об одной и той же жизни, потому что это одна и та же освящённая благодать и идентичная любовь, которые будут существовать вечно.
V) Внутренняя жизнь и интимная беседа с Богом.
Внутренняя жизнь, предполагает благодатное состояние, которое является ростком жизни в вечности. Но, состояние благодати, которое существует во всех детях после крещения, и в любом раскаявшемся человеке, который получил отпущение грехов, не достаточно, чтобы установить то, что мы обычно называем внутренней жизнью христианина. Более того, необходимо бороться против всего, что может сделать так, чтобы мы упали в грех. А также, необходима сильная тенденция души к Богу.
a) Внутренняя беседа с Богом.
Внутренняя жизнь это (всё что происходит внутри человека), возвышение и преобразование интимной беседы каждого с самим собой, с того момента, в котором в душе появляется тенденция перейти к беседе с Богом.
Святой Павел говорит (1Кор. 2,11): «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия».
Но Дух Бога постепенно открывает душам доброй воли то, что Бог хочет от них, и благодати которые Он хочет им дать. Дай Бог, чтобы мы были бы достойными получить с покорностью всё то, что Бог хочет дать нам.
Это постепенное проявление Бога душе, которая ищет Его, предполагает борьбу; потому что эта душа должна отделиться от привязанностей, которые есть следствие греха, делая так, чтобы постепенно исчезло то, что Святой Павел называет «старым человеком», чтобы поменять его на «внутреннего человека».
Святой Павел пишет к Римлянам (7,21): «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего».
То, что Святой Павел называет «внутренний человек», это самое возвышенное в нас; разум освящённый верой и волей, которые должны господствовать над чувствами, общими человеку и животному.
b) Определение внутренней жизни
Это сверхъестественная жизнь, которая из-за истинного духа самоотречения и молитвы, делает так, чтобы мы стремились к единству с Богом, и ведёт нас к нему (единству).
Эта жизнь включает в себя период, в котором доминирует очищение от «старого человека»; другой период – прогрессивное освещение, имея в виду единство с Богом, как учит вся традиция, которая таким образом различает между путём очищения начинающих и освящённым путём идущих немного впереди, и путём единения совершённых людей.
Внутренняя жизнь постепенно переходит в беседу с Богом, в которой постепенно, человек освобождается от эгоизма, от любви к себе, от чувствительности, от гордыни; и в которой из-за частой молитвы, просит у Бога благодати, всегда обновления, которые ему нужны.
Чтобы иметь внутреннюю жизнь нет необходимости расточать себя во внешней апостольской работе; а также недостаточно иметь великую богословскую культуру. Это даже не важно. Щедрый начинающий человек, который имеет истинный дух самоотречения и молитвы, имеет уже истинную внутреннюю жизнь, которая должна развиваться больше и больше.
[1] Уже с самого начала трактата внутренней жизни, целесообразно формировать в себе высокую идею освящающей благодати, понятие которой совсем забыл протестантизм, следуя многим номиналистам 14 века. Для Лютера оправдание человека происходит, не потому что он получил внушённую новую жизнь, но из-за внешнего привлечения страданий Христа.