Размышления на Адвент: В ожидании Господа

Размышления на Адвент: В ожидании Господа

Ноя 28, 2020

1. Бодрствовать в ожидании Мессии.
2. Главный враг нашего призвания к святости: похоть троякого рода. Исповедь как подготовка к Рождеству Христову.
3. Бодрствовать — значит молиться, быть воздержанным и проводить испытание совести.

1.1 Всемогущий Боже, соделай, чтобы мы творили добрые дела и таким образом подготовились к пришествию Грядущего Христа (Молитва дня).

Один известный проповедник XX столетия, рассказывая своим слушателям об Адвенте, воспользовался следующим примером. Представим себе, что нам предстоит путешествовать ночью и при этом пройти много километров в полной темноте, ориентируясь на далекий огонек, который может быть светом в окошке дома. В этих условиях очень трудно правильно оценить расстояние! Дом, в который мы стремимся попасть, может находиться и на расстоянии пяти километров, и всего лишь в ста метрах. Именно в такой ситуации находились пророки, когда они с надеждой взирали в будущее, ожидая спасения своего народа. Они даже приблизительно не могли определить, когда именно придет Мессия: через сто или через пятьсот лет. Однако им было известно, что в какой-то момент династия Давида вновь возродится, что будет найден ключ, с помощью которого можно будет открыть двери темницы; что свет, мерцающий далеко на горизонте в виде крошечной звездочки, в конце концов воссияет и явится во всей полноте. Все это время народ Божий должен пребывать в ожидании.

Подобного ожидания на протяжении всей нашей жизни требует от нас наша Мать — Церковь. Прошло более двух тысяч лет со времени первого пришествия Христа на землю. И все это время Церковь призывала и призывает нас идти по жизни, всматриваясь в будущее. Она призывает нас, следуя своим пастырям, бодрствовать в ночи и обратить свой взор к свету, сияющему нам из Вифлеемской пещеры.

Когда Мессия пришел на землю, лишь очень немногие люди в действительности ожидали Его. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1,11). Очень многие «проспали» ту минуту, которая могла стать решающей в их жизни, как стала она решающей в жизни мира.

Бодрствуйте! — говорит нам Господь в Евангелии сегодняшней Мессы. Встань, спящий! (Еф 5,14) — вторит Ему апостол Павел. Ведь и мы можем забыть о самом главном в нашей жизни.

Соберите собрание, возвещайте народам и говорите: воззрите на Бога, Спасителя нашего, Который грядет. Возвещайте имя Его и да услышат все; провозглашайте его во весь голос. В течение четырех недель Церковь будет призывать нас к бодрствованию, чтобы мы были готовы вновь встретить Рождество Христово и чтобы мы, вспоминая первое пришествие в мир Бога, ставшего человеком, неусыпно ожидали его повторного пришествия в конце нашей индивидуальной жизни и в конце времен. Поэтому Адвент можно назвать временем ожидания и надежды.

Гряди, Господи, и не замедли. Приготовим пути Ему… Господь придет вскоре. Если мы осознаем, что наше зрение затуманено, а потому мы не можем четко видеть свет, исходящий от Иисуса из Вифлеемской пещеры, нам будет дано время, чтобы освободиться от всех подобных ограничений. «Первым условием спасения является осознание собственной греховности, — пишет папа Иоанн Павел II в своей книге Переступить порог надежды (гл. 9), — как и греховности наследственной, и исповедание ее перед Богом, Который и не хочет ничего иного, как только принять это исповедание и спасти человека». Ныне наступил момент, чтобы особенно тщательно провести испытание совести и очистить наше сердце, дабы принять Бога. Пришло время задуматься, что именно отделяет нас от Бога и решительно это отвергнуть. Поэтому испытание совести должно выявить истинные истоки наших поступков, мотивы, которыми мы вдохновляемся.

1.2 Если мы в действительности хотим максимально приблизиться к Богу в этот период времени, нам следует провести тщательное исследование своей души. В ней мы сможем встретить реальных врагов, которые постоянно пытаются удерживать нас вдали от Господа. В ней, тем или иным образом, пребывают главные противники христианского образа жизни: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (ср. 1 Ин 2,16).

«Похоть плоти является не только следствием преобладания чувственности, — пишет святой Хосемария Эскрива в своем произведении Это приходит Христос (пп. 5-6). — Ее нельзя свести лишь к эмоциональному беспорядку. На первый план выходят при этом стремление к выгоде, бездушие, которые побуждают нас искать «примитивного и приятного», выбирать пути, которые кажутся нам кратчайшими, пусть даже следование им предполагает отречение от Бога.

Вторым врагом является «похоть очей» — своего рода ограничение, побуждающее нас ценить лишь видимое и осязаемое.

Духовное зрение ослабевает; разум все более кажется себе самодостаточным. Он как будто понимает все, но при этом не принимает во внимание Бога. Он пытается оправдать свою позицию, ссылаясь на достоинство интеллектуального начала, данного Богом и Отцом человеку, чтобы человек мог познавать и любить Бога. Однако поддавшийся искушению интеллект склонен считать себя «пупом земли» и воображает, будто бы может стать «как Бог» (ср. Быт 3,5). Исполненный себялюбия, он обращается спиной к любви Божией.

Таким образом, можно легко попасть под влияние третьего врага — «житейской гордости». Речь идет не только о тщеславии и себялюбии, но и о повседневной самонадеянности. Не будем обманывать себя самих: это — наибольшее возможное зло и начало всех кривых путей».

К нам грядет Сам Господь. Поэтому нам следует приготовиться. Когда наступят дни Христова Рождества, Господь должен застать нас бодрствующими и приготовленными. Такими же Он должен застать нас в последние мгновенья нашей земной жизни… Мы должны сделать прямыми пути нашей жизни, обратиться к грядущему к нам Богу. Вся жизнь человека — это постоянная подготовка к созерцанию Господа, Который идет нам навстречу. Во время Адвента Церковь призывает нас обратиться к Богу со словами молитвы: Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день (Пс 25 (24), 4-5).

Следует приготовить себя к этой встрече посредством таинства покаяния. В самом начале своего Понтификата Иоанн Павел II встретился с более, чем двумя тысячами детей в одном из римских приходов. Он начал катехезу со следующего вопроса: «Как вы готовитесь к Рождеству Христову?» — «В молитве» — закричали дети. — «Хорошо, в молитве, — сказал Святой Отец. — Но необходима также и исповедь. Вы должны исповедаться, чтобы потом приступить к святому Причастию. Вы сделаете так?» И тысячи детей закричали еще громче: «Сделаем!» — «Да, вы должны это сделать!» — сказал им Иоанн Павел II. И негромко добавил: «Папа тоже исповедуется, чтобы достойно встретить Младенца Иисуса».

В это время, которое еще отделяет нас от праздника Рождества, поступим так же и мы. Будем готовиться к таинству исповеди с любовью к Господу и глубоким раскаянием. Причем это Таинство Божия милосердия принесет тем больший плод в нашей душе, чем более основательной будет наша к нему подготовка, чем тщательнее мы исследуем тайники нашего сердца.

1.3 Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время… Итак, бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими (Мк 13,33.35-36).

Чтобы сохранить состояние бодрствования, необходимы усилия, поскольку каждый человек склонен отдавать приоритет земным заботам. Нельзя допустить, и прежде всего во время Адвента, чтобы наши сердца отягощались обжорством и пьянством, и заботами житейскими (ср. Еф 5,18-19), и чтобы мы таким образом потеряли из виду измерение благодати, которое должно быть присуще всем нашим поступкам. Апостол Павел сравнивает такого рода бодрствование с пребыванием в карауле хорошо вооруженного солдата, которого не удастся застать врасплох. «Наш враг и противник стремится вредить нам, как только может — писала святая Тереза Авильская. А поскольку он не бывает невнимательным, не следует быть невнимательными и нам».

Нам удастся пребыть в состоянии бодрствования, если мы как следует позаботимся о нашей личной молитве, если бы будем стремиться во что бы то ни стало избегать духовного равнодушия, если мы от всей души будем искать святости. Мы пребудем в состоянии бодрствования, если не будем пренебрегать воздержанием, которое делает нас более чуткими по отношению к Богу. Мы пребудем в состоянии бодрствования благодаря тщательному испытанию совести, что позволит нам распознать, где именно, быть может даже не произвольно, мы сворачиваем с истинного пути.

«Братья, — обращается к нам святой Бернард, — Бог открывает детям то, что укрыл пред очами мудрых и ученых: истинные пути спасения. Размышляйте о них с величайшим прилежанием. Вникайте в духовный смысл Адвента. А прежде всего задумайтесь о том, Кем является Грядущий; почему, откуда и зачем Он приходит. Такое любопытство весьма полезно. Вселенская Церковь не относилась бы к Адвенту с такой серьезностью, если бы он не заключал в себе некой великой тайны».

Поспешим с чистым сердцем навстречу великому Царю, ибо Он грядет и не медлит — читаем мы в одном из антифонов этого периода.

Да поможет нам Пресвятая Дева Мария, наша Заступница, во время нынешнего Адвента изменить нашу жизнь. Она с величайшим терпением ожидает Рождества Своего Сына-Мессии. Все Ее помыслы обращены к рожденному в Вифлееме Иисусу. Ее заступничество поможет нам подготовиться должным образом, дабы пришествие Господа не застало нас врасплох, и дабы мы не были поглощены делами, которые, по сравнению с Иисусом, имеют ничтожно малое значение или не имеют его вовсе.

Источник http://www.agnuz.info/app/webroot/library/3/415/page02.htm