Размышление на Четвёртое Воскресенье Великого Поста

Размышление на Четвёртое Воскресенье Великого Поста

Мар 13, 2021

Радость креста

1. Радость совместима с самоотречением и страданием. Она способна рассеять печаль, но не препятствует покаянию.

2. Духовный источник радости: любящее Бога и уверенное в любви Божией сердце.

3. Доброхотно дающего любит Бог.

1 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его, – молимся мы во время Литургии словами входного антифона – Laetare, Ierusalem

Радость – это существеннейшая черта христианина, и в этот период литургического года Церковь не перестает напоминать нам: радость должна сопровождать нас в течение всей нашей жизни. Ожидание Адвента связано с радостью; живую и пламенную радость мы переживаем в Рождественское время; позднее радость проистекает из общения с Воскресшим; а теперь, когда приближается к концу Великий Пост, мы размышляем о радости Креста. Это все та же радость общения со Христом: только о Нем любой из нас может сказать вслед за апостолом Павлом: ”возлюбил меня и предал себя за меня” (Гал 2,20). Отсюда должна проистекать ваша глубочайшая радость, отсюда вы должны черпать силу и поддержку. Если вас встретит разочарование, если вам придется испытывать страдание, столкнуться с непониманием или даже впасть в грех, пусть тотчас ваша мысль обратится к Тому, Кто всегда любит вас и Кто своей безграничной любовью помогает преодолеть любое испытание, наполнить любую пустоту, прощает все наши грехи и возбуждает наш энтузиазм, дабы идти новым, безопасным и блаженным путем.

Четвертое воскресенье Поста, по первому слову входного антифона традиционно называется “Воскресеньем радости (Laetare)”. Присущая ему тема радости отчасти смягчает суровость великопостной литургии. Сегодня допускаются розовые одеяния священников взамен фиолетовых, а алтарь можно украсить цветами, чего не делается в другие дни Великого Поста.

Таким образом Церковь еще раз напоминает нам, что радость полностью совместима с самоотречением и страданием. Радости противостоит печаль, а не покаяние. Глубоко переживая это литургическое время, кульминация которого – Страсти, а значит – страдание, мы, однако, сознаем, что быть ближе ко Кресту значит быть ближе к Искуплению. Поэтому Церковь и все ее члены исполнены радости: Laetare, Ierusalem… Радуйся, Иерусалим, соберитесь все, любящие его.

Аскетическое самоограничение, практикуемое нами в эти дни, не должно уменьшать нашу сокровенную радость, но напротив, способно увеличить ее, поскольку Страсти являются выражением любви к людям и возвещают Искупление. Мы хотим еще теснее соединиться с Господом, чтобы в нашей жизни еще раз повторился тот же процесс: переход через Страсти и Крест к славе и блаженству Воскресения…

2 Всегда радуйтесь в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Радуйтесь радостью, равнозначной счастью: той внутренней веселостью, которая выражает себя во вне.

Как известно, существуют разные степени счастья. Его самым благородным проявлением является радость или счастье в узком значении, когда человек на уровне своих естественных возможностей достигает удовлетворения от обладания любимым и желанным благом. (…) Тем большую духовную радость и блаженство испытывает он, когда его дух начинает обладать Богом, которого он знает и любит как высшее и неизменное благо. (…) Технически развитое общество сумело создать множество поводов для наслаждений, но с огромным трудом рождает радость, поскольку радость имеет другой источник: источник духовный. Часто нет недостатка в деньгах, комфорте, гигиене, материальной безопасности; и, однако, скука, подавленность, печаль характеризуют, к сожалению, жизнь многих людей.

Радость проистекает из сердца, уверенного в любви Божией и любящего Бога, из сердца, которое прилагает усилия, чтобы эта любовь выражала себя в делах. Из сердца, которое соединено и примирено с Богом, поскольку оно, хотя и с сознанием собственной греховности, приступает к источнику прощения – Христу – в таинстве исповеди.

Господи, мы с радостью приносим Тебе дары для Жертвы, которая нас исцеляет… . Страдания и заботы присущи любому человеку, пока он живет на земле, однако страдание само по себе не преображает и не очищает; оно даже может стать причиной бунта и потери любви. Некоторые христиане отходят от Учителя, когда в поле зрения появляется Крест, поскольку ожидают счастья, свободного от страданий и связанного с обладанием мирскими благами.

Господь требует от нас преодолеть наш страх перед страданиями и скорбями и соединиться с Ним, Ожидающим нас на Кресте. Тогда наша любовь станет сильней и возвышенней. Нам необходимо понять: мы никогда не будем счастливы, если не соединимся со Христом на Кресте, мы никогда не научимся любить, если одновременно не научимся жертвовать. Испытания, которые в свете одного только разума кажутся несправедливыми и бессмысленными, необходимы для стяжания личной святости и спасения множества людей. В таинстве соискупления наше страдание, соединенное со страданиями Христа, обретает безмерную ценность для всей Церкви и человечества. Если мы приступаем к Нему со смирением и любовью, Он убедительно доказывает нам: все, даже то, чего нельзя объяснить человеческим умом, служит спасению. Если страданию придается свойственный ему смысл, если оно помогает нам сильнее возлюбить Бога, наша душа обретает мирное расположение и исполняется глубокой радости. Поэтому Господь так часто говорит о Кресте как о величайшем благословении.

Но нужно решиться вверить себя выбранному пути: с Крестом на плечах, улыбкой на устах, со светом в душе.

3 Христианин предает себя Богу и ближним, ограничивает себя и бывает к себе требователен, преодолевает препятствия, и делает все это с радостью. Он знает: если он будет служить Богу и ближнему с неохотой, все его поступки потеряют свою ценность: доброхотно дающего любит Бог. Нас не должно удивлять, что аскеза и покаяние трудны; будем же стараться нести их с радостью, поскольку они угодны Богу, любящему нас.

“Ты рад?” Я призадумался. Еще не изобрели слова, чтобы выразить все, что чувствуешь умом и сердцем, когда поймешь, что ты – сын Бога. Вполне понятно, что тот, кто ощущает себя сыном Божиим, испытывает эту духовную радость.

Испытания, о которых сообщают нам жития святых, свидетельствуют весьма красноречиво. Достаточно вспомнить признание апостола Павла коринфянам: посему я благодушествую в немощах, обидах…. Мы знаем, что жизнь апостола Павла не была легкой и удобной: От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день провел во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. И, несмотря на все это, апостол говорит: Я благодушествую в немощах

Приближаются Страстная неделя и Пасха, а, тем самым, – и Божие прощение, милосердие, милость, обилие благодати. Через несколько дней совершится таинство нашего спасения. Если мы иногда боимся покаяния, удовлетворения за грехи, то теперь наберемся мужества, отдавая себе отчет в том, что время коротко, а награда велика, безмерно велика по сравнению с приложенными нами усилиями. С радостью последуем за Иисусом в Иерусалим, на Голгофу, на Крест. Разве не правда, что когда ты перестаешь бояться Креста или того, что люди называют крестом, когда поручаешь свою волю Воле Божией, ты обретаешь счастье и освобождаешься от озабоченности, физических и моральных страданий?

Источник Франциско Карвахал. В общении с Богом