Размышление на Пятое Воскресенье Великого Поста

Размышление на Пятое Воскресенье Великого Поста

Мар 20, 2021

Призыв к справедливости

1. В мире так мало подлинной справедливости и мира. Жить согласно требованиям справедливости в личной и общественной жизни.

2. Исполнять свои профессиональные и гражданские обязанности.

3. Освящать общество изнутри. Добродетели, которые способствуют утверждению общественной справедливости.

1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою… Ибо Ты Бог крепости моей – молимся мы словами входного антифона.

Повсюду существует стремление к большей справедливости и желание подлинного мира на основе уважения прав как отдельных людей, так и целых народов. Это желание построить справедливый мир, в котором большим уважением пользовался бы человек, сотворенный по образу и подобию Божию, является существенной частью алкания и жажды правды, не оставляющих в покое сердце христианина.

Вся проповедь Иисуса – призыв к совершенной справедливости и милосердию. Сам Господь осуждает фарисеев, поядающих домы вдов и напоказ долго молящихся. А апостол Иаков сурово выговаривает тем, кто обогатился за счет обмана и неправды: Богатство ваше сгнило… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Церковь, верная учению Священного Писания, призывает нас присоединить свои голоса к этому распространяющемуся в мире воплю и преобразить его в молитву, которая вознесется к престолу Отца нашего Бога. Сия молитва, вместе с тем, побудит нас жить согласно принципам справедливости в нашей личной, общественной и трудовой жизни, а также выступать в защиту тех, кто, будучи слишком слаб, не в состоянии сам защищать свои права. Христианину не престало попусту роптать.

Господь хочет, чтобы мы вместо этого творили дела удовлетворения за все зло, непрерывно совершающееся в мире, и чтобы мы, по мере возможности, старались исправить его последствия. Мы должны начать с того, что в наших силах. Начать со своего окружения: мать семейства – со своего дома, предприниматель – со своей фирмы, профессор – со своей университетской аудитории…

Окончательное решение всех проблем, способное обеспечить справедливость, находится в сердце человека, откуда и происходит вся возможная несправедливость и где, вместе с тем, существует возможность изменения отношений между людьми. Отрицая или стремясь устранить Бога как Первоначало и Цель, человек до самых основ извращает свой внутренний порядок и равновесие, а также социальное равновесие и равновесие всего сотворенного мира… Всю совокупность несчастий, сваливающихся на человека в его личной и общественной жизни, Священное Писание ставит в тесную связь с грехом.

Поэтому мы, как христиане, не должны забывать о том, что если мы в рамках нашего личного апостольства приближаем людей к Богу, то делаем этот мир более человечным и справедливым. Кроме того, наша вера побуждает нас лично включиться в борьбу за справедливость. Нам следует, прежде всего, обратить внимание на основополагающие права человека: право на жизнь, право на труд, право на образование, право на доброе имя… Мы обязаны защищать право всех людей на жизнь, на получение всего необходимого для достойного существования, право на работу и отдых, на свободный выбор социального статуса, право на собственный очаг, право рождать детей в браке и быть в состоянии их вырастить, гарантированное право на покой в болезни и старости, на доступ к культуре, на сотрудничество с другими гражданами в достижении справедливых целей. И прежде всего – мы должны защищать право каждого человека познавать и любить Бога совершенно свободно, ибо совесть, если она чиста, откроет присутствие Создателя во всем.

Нам стоит задуматься, должным ли образом мы исполняем наши служебные обязанности, за которые нам платят зарплату, должным ли образом мы вознаграждаем людей, оказавших нам услуги, должным ли образом мы используем наши гражданские права и исполняем наши гражданские обязанности; умеем ли мы распределять время, умеем ли защитить доброе имя других людей, умеем ли мы прийти на помощь слабым и противостоять клевете и деструктивной критике… Любим ли мы справедливость?

2 Исключительно важной сферой для проявления добродетели справедливости являются служебные обязанности. Быть справедливым в данном случае означает придерживаться заключенного соглашения. Хозяин предприятия, хозяйка дома или ее экономка, глава фирмы – все они обязаны выплачивать положенное вознаграждение людям, которые трудятся под их началом. При этом они должны руководствоваться как требованиями гражданского или трудового права, так и голосом совести, который иногда требует от нас большего, нежели предписывают государственные законы.

С другой стороны, работники обязаны трудиться ответственно, профессионально, должным образом распределяя время. Таким образом трудолюбие выступает как практическая форма выражения справедливости. Я не верю в справедливость лентяев, – говорил Святой Хосемария Эскрива, – ибо они (…) лишены самого фундаментального принципа справедливости – трудолюбия.

Аналогичным образом дело обстоит с учащимися. Учеба – это их работа. Они приняли на себя обязательства по отношению к своим родителям и обществу, которые, со своей стороны, содержат их, ожидая от них хорошей учебы, а в будущем – активного включения в общественно-полезный труд.

Профессиональные обязанности – это та сфера, в рамках которой мы можем способствовать решению социальных проблем и включиться в созидание более справедливого мира.

От всей души желая создать такой мир, христианин должен быть безупречен в соблюдении всех законных гражданских прав и обязанностей. Эти законы, будучи составлены правильно, выражают волю Божию и их выполнение является одним из необходимых условий нормального функционирования общества. Будучи добропорядочными гражданами, христиане должны аккуратно платить налоги, без чего общество не может существовать.

Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Причем делать это следует – по словам того же апостола Павла – не только из страха наказания, но и по совести. Именно таким образом первые христиане исполняли свои гражданские обязанности, даже когда их преследовали, а власть была в руках язычников. 

Как мы были Христом научены – писал святой мученик Иустин, философ в середине II века – мы платим налоги и подати вашим представителям вовремя и в полном объеме.

В числе гражданских обязанностей христианина II Ватиканский Собор называет право и обязанность участия в свободных выборах для поддержания общего блага. Уклонение от выражения своих взглядов было бы проступком против справедливости, иногда даже тяжелым, если бы такой отказ от участия в выборах способствовал бы успеху кандидатов (будь то в парламент, будь то в школьный родительский комитет, будь то в совет директоров компании), чьи взгляды несовместимы с принципами христианского учения.

Тем большей была бы ответственность (в данном случае можно говорить о настоящем преступлении против справедливости) за поддержку, в любой форме, организаций или отдельных личностей, которые в своей деятельности не считаются с принципами естественного права и человеческого достоинства (поддерживают прерывание беременности, разводы, противодействуют свободе школьного образования, не уважают семейные устои…).

3 По этой причине христианин, который стремится переживать свою веру, участвуя в политической деятельности, понимаемой как служение другим людям, не может, не противореча самому себе, оказывать поддержку доктринам, несовместимым с основами его веры и его концепции человека. Поэтому он не может поддерживать учение марксизма с его атеистическим материализмом и диалектикой, признающей использование силы и требующей ликвидации гражданских свобод во имя диктатуры определенных классов и общественных групп. Эта доктрина отрицает всякое трансцендентное отнесение человека и всей его деятельности, как в личном, так и в коллективном аспекте. Христианин не может также поддерживать либеральных доктрин. Хотя эти концепции провозглашают себя гарантом личной свободы человека, которую понимают как освобождение от каких бы то ни было ограничений, на деле они побуждают человека стремиться исключительно к собственной выгоде и власти, а в социальной солидарности видят лишь более или менее естественный результат частных инициатив, а не цель усилий и критерий доброкачественности хорошо организованного общества.

Ныне все мы объединены стремлением к большей справедливости, что является одной из главнейших черт нашего времени. Мы просим Господа о даровании справедливости и мира, молимся за правящих общественными делами, подобно тому, как это всегда делала Церковь, дабы они стали гарантами справедливости, мира и уважения к правам человека.

Со своей стороны возьмем на себя обязательство изо всех сил стремиться исполнять требования Евангелия в том, что касается нашей личной, семейной и общественной жизни.

Кроме добродетели справедливости в прямом значении, будем стараться приобрести иные естественные и даруемые по благодати добродетели, которые ее дополняют и обогащают. К ним относятся: доброжелательность, порядочность, радость… Но прежде всего будем стремиться углубить нашу веру, благодаря которой мы можем оценить подлинную значимость каждой человеческой личности и обрести любовь, повелевающую нам превзойти меру, продиктованную требованиями справедливости, поскольку в иных людях мы видим Самого Иисуса Христа, возвестившего нам: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Источник Франциско Карвахал. В общении с Богом