Авг 13, 2020
14 августа – память св. Максимилиана Кольбе (1894-1941), священника-францисканца, погибшего в камере смерти в Освенциме. Максимилиан родился в небольшом городке неподалеку от Лодзи. С самого детства его жизнь оказалась связана с Церковью. Родители Максимилиана впоследствии стали францисканцами-терциариями, а потом расстались. Его мать поступила как сестра-мирянка в бенедиктинский монастырь; отец какое-то время жил во францисканской общине, а потом открыл книжный магазин в Ченстохове. Он сражался в Австро-Венгерском легионе под командованием Пилсудского и был казнен в 1914 году как предатель.
Максимилиан в 1907 году поступил в начальную семинарию во Львове, а в 1910 году, в возрасте 16 лет, вступил в орден францисканцев. Он учился в Риме, в 1919 году был рукоположен в священники и вернулся в Польшу. Несмотря на открывшийся туберкулез, Максимилиан обладал поистине неуемной энергией. Какое-то время он преподавал историю Церкви в семинарии, потом основал в Кракове христианский журнал, тираж которого вскоре вырос до 45 000 экземпляров.
Вокруг журнала сложилась небольшая община: на всех постах, начиная от редактора и кончая типографией, работали францисканцы, священники или братья-миряне. Со временем Максимилиан основал францисканскую обитель в Непокалянове, недалеко от Варшавы. Главной собственностью новой общины были типографские станки, а основным делом – издание еженедельной христианской газеты.
Новый тяжелый приступ болезни не помешал Максимилиану Кольбе отправиться с миссией в Нагасаки (путь его пролегал, кстати, через Россию). В 1936 году он вернулся и стал главой общины в Непокалянове, в которой жило уже более 700 человек. После оккупации Польши в 1939 году Максимилиан отослал большую часть братьев по домам. Те, кто остались, продолжали выпускать короткие «листки», выдержанные в патриотическом духе.
Максимилиана схватили в начале 1941 года, и как «журналиста, издателя и интеллектуала», отправили в Освенцим. В страшных условиях он продолжал исповедовать, добывал тайно хлеб и вино для Eвхаристии.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин. 15:13)
Июль 1941 года. Лагерь Освенцим.
Однажды лагерники узнали, что кому-то из узников блока 14-А удалось бежать. Весь следующий день провинившийся блок стоял на плацу. На закате комендант лагеря Фрицш вынес приговор: «В наказание десять человек отправятся в голодный бункер». В группе обреченных послышался голос Франтишека Гаевничека, сержанта 36 пехотного полка: «Бедная моя жена, бедные мои дети! Никогда я вас больше не увижу!» Неожиданно к Фрицшу направился один из узников и сказал спокойным тоном: «Я хочу пойти на смерть вместо одного из них». Фрицш не понимал, что происходит.
— За кого ты хочешь умереть?
— Вот за него, — указал Кольбе на Гаевничека. — Я стар, и у меня никого нет, а у него жена и дети.
— Кто ты? — удивление не покидало Фрицша.
— Католический священник.
— Хорошо. Иди!
Решение было принято. Кольбе оставалось жить совсем немного, и это будут поистине тяжелые дни в ожидании смерти.
Раймунд Кольбе родился в 1894 году в польской деревушке, в семье владельцев небольшой текстильной мастерской. Родители были ревностными католиками. В 13 лет Мундек (так звали его родители) поступил в семинарию францисканцев, а в 16 лет он надел одеяние монаха-францисканца и получил новое имя — Максимилиан. С 1912 по 1919 год он изучал философию и богословие в Риме. Там он вверился Господу полностью и навсегда, принеся вечные обеты.
В 1927 году Кольбе начинает строить город примерно в 40 км от Варшавы, на пустом месте. Он называет его Непокаланов в честь Марии, матери Иисуса Христа. О способности Кольбе увлекать других служением своему идеалу свидетельствуют цифры. Через 10 с небольшим лет в Непокаланове обоснуются уже 762 монаха. Сам он прожил там лишь несколько лет. Уже в 1930 году он находился в Японии, где основал опять же на пустом месте монастырь, названный им Мугензай но Соно, что значит «Сад Непорочной». Прибывшим туда братьям место на горе казалось неудачным с точки зрения строительства. Отец Максимилиан убеждал их, что это место самое лучшее. И он оказался прав, потому что во время войны город Нагасаки был уничтожен атомной бомбой, а монастырь, построенный на склоне горы, сохранился.
Какова же была цель Кольбе в Польше и Японии? Он хотел наполнить землю потоком христианских изданий на всех языках, распространить христианское слово повсюду. Необходимо «утопить в водовороте истины всякое заблуждение, нашедшее себе в печати могущественную союзницу, нужно спеленать мир бумагой, где написаны слова жизни, чтобы вернуть миру радость жизни». Он издает журнал, тираж которого непрестанно растет. К 1939 году созданная им миссионерская организация насчитывала уже 800 000 человек.
Таков был человек, на которого обрушил свою ярость фашизм. Кольбе знал, что его ждет. У него было много друзей, которые предостерегали его о грозящей опасности. И у него был шанс избежать опасности, гестапо сообщило ему, что его просьба о предоставлении ему германского гражданства была бы принята, поскольку у него была немецкая фамилия и по происхождению он был немец. Но он не собирался идти на компромисс с человеконенавистническим режимом даже ради спасения своей жизни.
Впервые он был арестован вскоре после оккупации Польши вместе с несколькими из своих братьев-монахов. Он ободрял их словами: «Смелее, мы отправляемся с миссией». Вскоре его освободили, и он смог вернуться в Непокаланов. Там в начале войны разместился госпиталь Красного Креста, куда стекались беженцы, численность которых достигла 2000 человек. Кольбе реорганизовал город, чтобы приспособить его к потребностям беженцев. Он устроил там лечебницу, аптеку, кухни, булочные, огород и все необходимое.
1 февраля 1941 года его арестовали вторично. Он говорил, что идет послужить туда, где сейчас нужна его работа. Так он оказался в Освенциме. На этого человека с подорванным здоровьем — он страдал туберкулезом, и у него было только одно легкое — обрушились жестокие страдания, которым он подвергался постоянно, наравне с другими и больше других, потому что был священником, а священники были для фашистов столь же ненавистны, как евреи. Товарищи хотели помочь ему лечь в госпиталь, но он все время отказывался, указывая на кого-нибудь другого, кто, по его мнению, нуждался в этом больше, чем он. «Я могу подождать. Вот ему это нужнее», — говорил он.
Кольбе считается одним из наиболее чтимых героев веры и святых ХХ столетия. Самое невероятное чудо, совершенное Богом, как отмечает Антонио Сикари, автор книги «Портреты святых», — это то, что жертва Кольбе была принята. Жертва, вызванная состраданием, была как раз тем, против чего боролся нацизм.
Для искоренения всякого милосердия, для торжества нацистской идеологии и строились лагеря смерти. Концлагерь должен был доказать, что христианские представления о братстве людей — это вздор, что доброта и человечность есть для человека нечто поверхностное, легко удаляемое, как налет пыли. Удивительно то, что лагерфюрер Фрицш согласился на жертву.
Он мог послать на смерть обоих. Но не сделал этого, дав возможность жертве обрести свою ценность. Ведь поступок Кольбе придавал смерти смысл, делал ее не уступкой силе, но добровольным жертвоприношением, высшим проявлением христианской любви.
Осужденные на смерть были брошены в темные подземелья блока нагими. Они не получали ничего: ни еды, ни даже воды. Отец Кольбе громко читал молитвы и псалмы. Эти молитвы проникали сквозь стены, слабея с каждым днем, угасая до шепота вместе с человеческим дыханием.
Весь лагерь прислушивался к жизни, теплящейся в камере смертников. Весть о том, что в тринадцатом блоке по-прежнему молятся, наполняла надеждой и радостью все бараки лагеря. Человеческая солидарность торжествовала над смертью и заставляла угасающую жизнь вновь пульсировать.
Через две недели в живых оставалось только четыре человека. Чтобы ускорить их смерть, им была сделана в руку инъекция фенола. Тюремщик рассказывает: «Когда я открыл железную дверь, Кольбе уже умер, но мне казалось, что он жив. Он по-прежнему сидел, прислонившись к стене.
Его лицо светилось необычайным светом. Глаза были широко открыты и устремлены в одну точку. Весь он был как бы охвачен восторгом. Я никогда его не забуду».
10 октября 1982 года небо над Римом сияло особенной голубизной. В этот день на площади святого Петра собралось около 200 тысяч человек. Они стали свидетелями праздника. Отец Максимилиан Кольбе причислялся Римской церковью к лику святых.
Среди участников праздника и принимавших святое причастие был Франтишек Гаевничек. Рядом были его жена, дети и внуки. Тот самый Франтишек Гаевничек, за которого более 40 лет назад отдал свою жизнь Максимилиан Кольбе.
Источник https://jan.by/lib/15-knigi-frantsishkanskiya/139-za-kogo-ty-khochesh-umeret