Ноя 1, 2020
Смерть — это не конец человеческого существования. Те, кого мы называем умершими, в действительности живы. Они лишь перешли в другой мир. Смерть тела — это лишь окончание одного из этапов существования. Умирает только тело, а бессмертная душа остается жить.
Качество жизни после смерти зависит от качества жизни на этой земле: сколько в ней было добра и сколько зла, сколько праведности и сколько лукавства. В минуту смерти наступает время жатвы. Некоторые в загробной жизни получают возможность насладиться невыразимым счастьем, другие вынуждены испытывать боль и страдания очищения от своих земных грехов. Мы же, живущие на земле, можем прийти к ним на помощь. Есть и другие души, которые посмертно пребывают в чудовищных муках, но помочь им уже никто не в силах, даже Сам Бог, который проявил уважение к свободной воле человека и после многих попыток спасти душу позволил ей сделать тот трагический выбор, на котором человек категорически настаивал.
Сестра Фаустина пишет в своём Дневнике: «Когда около часа ночи умерла сестра Доминика, она пришла ко мне и дала мне знать о том, что умерла. Я горячо помолилась за неё. Утром сёстры сказали мне, что её уже нет, а я ответила, что знаю, поскольку она была у меня. Сестра-санитарка попросила меня помочь её одеть. В тот момент, когда я пошла за ней, Господь дал мне понять, что она ещё страдает в чистилище. Я удвоила свои молитвы за неё, но, несмотря на усердие, с каким я всегда молюсь за наших умерших сестёр, я перепутала дни и вместо трёх дней — как это требует устав — по ошибке молилась за неё два дня. На четвёртый день она дала мне понять, что мне ещё следует молиться за неё, и что ей эти молитвы нужны. Я тут же посвятила ей целый день, и не только этот день, но даже больше — как мне подсказала любовь к ближнему» (Дн. 1382).
Существует много свидетельств о возвращении с «того света». Умершие приходят не только к святым, но и к неверующим, даже к таким людям, которые никогда до этого момента не верили в загробную жизнь. Умершие приходят к своим близким или к совершенно незнакомым людям. Иногда кажется, что они привязаны к какому-то определённому месту. Они могут стучать в дверь или появляться внезапно, как бы пройдя сквозь запертые двери. Иногда они выглядят отчётливо и ясно как при жизни, а порой их облик размыт и затуманен. Одни кажутся радостными и счастливыми, а другие страдающими. Одни молчат, другие просят за них молиться или заказать святую Мессу. Скептики задают вопрос: «Что мы знаем о загробной жизни? Разве кто-то когда-либо возвращался оттуда, чтобы нам рассказать?» Безусловно, многие возвращались.
Христос через Свою Церковь говорит нам, что если человек умирает в согласии с Богом, принеся воздаяние за свои проступки, которые ему случилось совершить во время земной жизни, то в момент смерти он переходит в жизнь вечную и соединяется с Богом. Слово Божие свидетельствует: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2,9). Если человек умирает, примирившись с Богом, но не успев полностью искупить совершенные грехи, тогда после смерти и суда он попадает в чистилище. (В православной лексике есть подобное понятие «мытарства»). Там, выражаясь библейским языком, он должен выплатить всё до последнего динария. Однако душа его уже причислена к спасённым и впоследствии, после очищения страданием, она попадёт на Небеса.
Святой Григорий Нисский писал: «Дух, покинувший тело, не может приступить к участию в Божественной жизни, пока очищающий огонь не очистит пятен, которые покрыли его». А как же епитимия, заданная священником во время исповеди? — спросите вы. Она зачастую носит символический характер и является, скорее, приглашением принести воздаяние за свои грехи самостоятельно.
К сожалению, существует ещё и третий вариант: тот, кто нарушает божественные заповеди и умирает в тяжёлых грехах, не сожалея о них, остаётся, по собственному выбору, отделённым навечно от Бога — Источника любви, истины и красоты. Как невозможно представить себе красоту Небес, так невозможно описать весь ужас ада.
Чистилище
Некоторые святые (например блаженная Катерина Эммерих, святая Екатерина Генуэзская, блаженный Станислав Папчинский и другие) удостоились дара видеть чистилище. Сестру Фаустину Ковальскую принёс туда её Ангел-Хранитель. Вот как она описала это событие: «Тогда я спросила Иисуса Христа, за кого мне ещё нужно молиться. Иисус ответил, что на следующую ночь даст мне знать, за кого я должна молиться.
Я увидела Ангела-Хранителя, который велел мне идти за собой. В какой-то момент я оказалась в мглистом месте, полном огня, в котором было множество страдающих душ. Души горячо молились, но без каких-либо последствий для себя — только мы можем прийти к ним на помощь. Пламя, обжигавшее их, не достигало меня. Мой Ангел-Хранитель не покидал меня ни на миг. Я спросила у этих душ, от чего они больше всего страдают, и они единодушно ответили, что наибольшее их страдание — тоска по Богу. Я видела Божию Матерь, посетившую души в чистилище. Души называют Марию «Звездой Моря». Она им приносит прохладу. Я хотела с ними поговорить ещё, но мой Ангел-Хранитель подал мне знак, что пора уходить. Мы вышли из дверей этой мучительной тюрьмы. [Я услышала внутренний голос], который мне сказал: «Моё Милосердие не хочет этого, но правосудие требует. С тех пор я теснее общаюсь со страдающими душами» (Дн. 20).
Насколько сильно страдают души в чистилище? Святой Августин считал, что один день мук чистилища можно сравнить с тысячами дней страданий на земле. В другом месте он восклицал: «Придите на помощь этим бедным душам, страдания которых страшнее любых тех, которые можно испытать в этой жизни!».
Также и святой Ансельм утверждал, что наименьшее наказание в чистилище намного тяжелее самых ужасных терзаний нашего мира. Сколько продолжается пребывание там? На эту тему нет четкого определения Учения Церкви, но, к примеру, великий теолог и святой Роберт Беллармин писал так: «Определенно, страдания в чистилище могут длиться десять и двадцать лет, возьму на себя смелость утверждать, что могут длиться даже сто и тысячу лет».
« Верую в общение святых», произносим мы в «Символе веры». Это напоминает нам, что у живущих на земле есть возможность помогать тем, кто находится в чистилище. Этим душам уже открыта правда, они уже святы, но должны пострадать за то, что не искупили на земле. Уменьшить и сократить их страдания, а то и вовсе избавить от них — это в наших силах. Сами себе они уже ничем помочь не могут. В момент физической смерти заканчивается время, когда можно было исправить ошибки и устранить последствия своих грехов. В этом контексте нам становятся понятны слова блаженного Станислава Папчинского: «К самым возвышенным видам любви относится ходатайство перед Богом об освобождении душ из пламени чистилища]…]. Бессердечный и безбожный человек — это тот, кто остаётся равнодушен к их мучениям и не несёт помощи страдающим, будучи на это способен».
Как помочь?
Самая лучшая помощь душам, находящимся в чистилище — это святая Месса, заказанная в интенции умершего, то есть, жертва самого Христа. Также им могут помочь наши жертвы в виде маленьких отказов, неудобств, ежедневных страданий, боли, даже самых незначительных, которые мы можем осознанно посвятить Богу за души в чистилище. В-третьих, мы можем ради наших умерших творить добрые дела, давать милостыню, посвящать им посты и молитвы. Святая Фаустина пожертвовала за сестру Доминику «целый день», то есть, все свои молитвы, работу, страдания, все добрые дела этого дня.
Индульгенции
Огромной поддержкой для душ являются индульгенции. Вопреки расхожему заблуждению, посеянному атеистической пропагандой, индульгенция не является документом, который можно продать или купить. Индульгенция – это обычай молитвы и праведных дел за усопших, чтобы очистившись, они могли достичь блаженного созерцания Бога. Традиция эта уходит корнями в далекое прошлое: «Посему принес (Иуда Маккавей) за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Макк. 12, 46). Иисус дал Петру власть быть «властелином ключей»: «И дам тебе ключи Царства Небесного и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16, 19). Индульгенции делятся на частичные и полные. Получение частичной индульгенции даёт облегчение или сокращение срока страдания души в чистилище. Получение полной индульгенции полностью освобождает душу от наказания. Какое же это сокровище для неё! Страдания окончены. Начало абсолютно счастливой жизни, не имеющей конца, в вечности. Иисус сказал сестре Фаустине: «Я очень возлюбил все эти души. Они несут наказание перед Моим правосудием. В твоих силах принести им облегчение. Бери из сокровищницы Моей Церкви любые индульгенции и жертвуй за них…О, если бы ты знала их страдания, ты бы неустанно жертвовала за них смирение духа и оплачивала их долги Моему правосудию» (Дн. 1226).
Полная индульгенция — это отпущение всех страданий чистилища. Церковь, берёт из сокровищницы заслуг Христа и Его святых и жертвует эти духовные блага во искупление грехов, которые душа не успела искупить на земле.
Папа определяет, каким образом любой верующий может открыть эту сокровищницу и черпать из неё. Вот самые важные пункты этой инструкции: Чтобы получить полную индульгенцию, требуется выполнить определенную религиозную практику. Вопреки общепринятому мнению, полную индульгенцию можно получить не только в несколько определённых дней в году, но в любой день года. Для этого необходимо совершить один из четырёх религиозных актов:
— получасовое поклонение Святым Дарам,
— получасовое чтение Священного Писания,
— прочтение одной части, то есть, пяти тайн святого Розария (это следует совершить в церкви или часовне, если же совершается вне святого места, то вместе кем-то ещё) или
— прохождение 14 молитвенных стояний Крестного пути.
Наряду с этим обязательным условием для получения полной индульгенции является Таинство исповеди и принятие святого Причастия. После одной исповеди допускается получение нескольких индульгенций.
В тот же день необходимо помолиться в интенции, указанной Папой Римским (мы не обязаны её знать). Достаточно прочитать «Отче наш» или «Радуйся Мария».
Кроме того, человек, старающийся получить индульгенцию, не должен быть привязан ни к какому греху, даже повседневному.
К сожалению, мы привязаны ко многим грехам, например, пустая трата времени, сварливость, сплетни, пустое расточительство или, наоборот, скупость и зависть. Мы сами знаем, какие грехи исповедуем постоянно или очень часто. Именно это может означать, что мы к ним привязаны. С каждым грехом, а в особенности, со смертным, мы обязаны упорно бороться.
Если какого-то из названных условий будет недоставать, верный, тем не менее, получит индульгенцию, но в этом случае не полную, а частичную. Однако индульгенции всё равно стоит добиваться, не дожидаясь, когда мы достигнем совершенства. Борьба с несовершенствами свидетельствует о нашей доброй воле, а Господь Бог наверняка это также примет во внимание. Если бы кто-то хотел дать нам 100 000 рублей за небольшую подработку, а в итоге дал бы только 80 000, поскольку мы не сумели сделать всё идеально, то мы всё равно бы обрадовались, что заработали хоть столько.
Существует также несколько дополнительных способов получения полной индульгенции, однако эти уже связаны с определёнными днями года.
Вот практическая иллюстрация описанного выше. Допустим, кто-то ходит на литургию ежедневно и хочет получить полную индульгенцию, дабы использовать в полноте те блага, которые ему доступны. Он может прийти на полчаса раньше или задержаться на полчаса после мессы, чтобы пребыть в поклонении Святым Дарам либо почитать Слово Божие. Во время мессы человек принимает святое Причастие (исповедавшись перед этим, если нужно), а в конце, или даже по дороге домой, можно прочесть «Отче наш» и «Радуйся Мария» в интенции Папы Римского. Вог и всё. Обратите внимание, что за душу усопшего можно пожертвовать весь свой поход в церковь и все связанные с этим трудности: плохую погоду, далёкий путь, отказ от домашних развлечений и отдыха. Можно пожертвовать своё Причастие и само участие в святой Мессе (которая является самой главной молитвой). Во многих приходах перед мессой читают молитву розария, по четвергам совершают поклонение Святым Дарам, а по пятницам совершают Крестный путь.
Это именно те практики, о которых мы говорили выше.
Не нужно забывать об интенции индульгенции: все наши усилия приносить в жертву за душу конкретного человека, будьте умерший родственник, сосед или знакомый. Можно также сформулировать более обобщённо: за умерших родственников, за умерших друзей, за души, о которых не помнят их близкие, за жертвы текущих войн и катастроф, или же просто за души в чистилище. Лучше всего просить для них заступничества Матери Божией. Она знает, кому из них сейчас наиболее нужна наша помощь. Молитва может звучать так: «Я хочу получить полную индульгенцию и через Твои руки, Матерь Божья, я принести её Богу за души в чистилище. Я прошу, чтобы выбранная Тобой душа благодаря этой жертве была полностью освобождена от страданий чистилища».
«Мои святые»
Хочу напомнить о ещё одной важной вещи. Помогая душам в чистилище, мы приобретаем себе друзей на Небе. Те, кто помилован по нашему заступничеству, пребывают с Богом на Небесах. Святые никогда не оставляют своих благодетелей. В их лице у нас в раю появляются могущественные заступники. Святой отец Пио сказал: «Мы должны молиться за души в чистилище. Это невообразимо, сколько помощи они способны оказать для нашего духовного блага в благодарность тем, кто помнит о них на земле». Святой Жан Мари Вианней восклицал: «О, если бы люди знали […], какие благодати можно получить с их помощью, эти души не были бы так забыты!» Святая Екатерина Болонская много раз повторяла: «Часто то, чего я не могла получить заступничеством святых на Небе, я получала сразу же, как только обращалась к душам в чистилище».
Почему обитатели чистилища так скоры в помощи? Потому что, когда мы помогаем им, между нами и ними устанавливается невидимая личная связь. Я помог этому человеку в трудной ситуации, помог ему избавиться от великих страданий. Вдумайтесь, как мы сами, слабые грешники, бываем благодарны в подобных ситуациях. А святые — это же не грешники, их сила огромна. Их благодарность совершенна, как совершенно всё на Небесах. Со св. Антонием, св. Станиславом. св. Иосифом у меня совершенно иные отношения. А что хорошего я для них сделал? Но ожидаю что-то получить. Я — лишь один из множества просителей.
Но со «своим святым», даже если я не знаю его имени (хотя однажды увижу его и узнаю), у меня есть личная связь. Я дал ему нечто очень важное, хоть мне это не стоило особых усилий. Но для него это бесценный дар. Без сомнений, он охотно будет ходатайствовать обо мне перед Богом.
Господь создал вещи видимые и невидимые. Он приглашает нас глазами веры всматриваться в то, что невидимо (2Кор. 4, 18), но что по Его заверению существует. Этим духовным взором мы способны заметить людей, отчаянно жаждущих помощи, но порой покинутых даже своими близкими, поскольку внимание тех сосредоточено на вещах телесно видимых. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5, 7). Это обещание дает нам Сам Иисус. Проявите милосердие для умерших. Поступайте так, как хотите, чтобы поступали с вами, когда вы покинете этот мир. Кто-то сказал: «Как камень, подброшенный вверх, так ваша молитва однажды вернётся к вам».
Журнал «Любите друг друга» №2(22), 2017