Апр 4, 2021
Радость Воскресения
1. Истинная радость имеет свой источник во Христе.
2. Причина печали – в заблуждениях и отдалении от Бога.
3. Нести мир и радость иным людям.
1 Христос воскрес по слову Своему, возрадуемся все, ибо Он царствует во веки. Аллилуйя.
Любой период литургического года не имеет недостатка в радости, поскольку все его события каким-либо образом связаны с пасхальными торжествами. Но в период празднования Пасхи эта радость особенная. Смертью и Воскресением Христа мы были искуплены от греха, освобождены от рабства дьяволу и смерти вечной. Пасхальная тайна обладает двойным аспектом: Смертью Своей Он избавляет нас от греха, Воскресением – открывает путь в жизнь новую.
Праздник Пасхи напоминает нам наше духовное рождение во святом Крещении, приняв которое мы стали детьми Божьими. Вместе с тем, он является символом и предвосхищением нашего воскресения. Бог, – говорит апостол Павел, – нас… оживотворил со Христом, (…) и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе. Христос, первородный среди умерших, есть начало и образец нашей будущей славы.
Церковь, Матерь наша, в эти дни вводит нас в пасхальную радость посредством литургических текстов: чтений, псалмов, антифонов. В них мы молимся о том, чтобы нынешняя радость была предвкушением и залогом нашего вечного блаженства в Небе. Однако этот литургический призыв оказался бы совершенно бесполезным, если бы в нашей жизни не наступило подлинной встречи с Господом, если бы мы не ощущали нашего богосыновства во всей его полноте.
Евангелисты во всех своих описаниях явлений Христа Воскресшего подчеркивают, что апостолы возрадовались при виде Господа. Ведь они увидели Христа, убедились, что Он жив, пребывали в Нем.
Истинная радость не зависит от материального благополучия, от степени удовлетворения потребностей, от состояния здоровья… Истинная радость имеет свой источник во Христе, в любви Божией к нам и в нашей взаимной солидарности. Именно теперь исполняется обетование Господа: Радости вашей никто не отнимет у вас. Ее не замутят страдания, клевета, одиночество и недомогания, если только мы от всей души обратимся к Господу. Есть одно-единственное условие подлинной радости: не позволять, чтобы нечто встало между нами и Богом; в каждое мгновенье нашей жизни помнить, что мы – Его дети… Возрадуемся же как ангелы в небе. Мы дождались того, чего ожидали.
2 В Евангелии сегодняшней Мессы мы читаем: Женщины, выйдя поспешно из гроба, со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.
Литургия пасхального времени в различных текстах воспроизводит один и тот же мотив: радуйтесь, пребывайте всегда в мире и радости, служите Господу с веселием, потому что Ему нельзя служить иначе. У тебя радостные дни, все ликует и светится. Вот странно! Причины твоей радости – те же, которые прежде приводили тебя в расстройство. Так всегда же, все зависит от точки зрения. “Laetetur cor quarentium Dominum!” Когда ищешь Господа, сердце исполняется радости.
Во время Тайной Вечери Господь не скрывал от Своих учеников, что впереди их ждут трудности. Однако Он предсказал, что их скорбь преобразится в радость: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. Слова, которые тогда могли показаться непонятными, ныне исполняются. Опечаленные ученики Христа выходят из Синедриона с высоко поднятой головой, радуясь, что могли пострадать за своего Господа. Источником глубокой радости христианина является любовь к Богу, Отцу нашему, любовь к ближнему и последовательное самопожертвование. Человеку, действительно следующему за Христом, не могут быть свойственны печаль и пессимизм.
Единственным фактором, который мог бы вызвать наше беспокойство и лишить радости, является отдаление от Бога. Поэтому будем искать Господа, когда мы работаем и исполняем наши дневные задания, будем упражняться в воздержании и использовать любой случай, чтобы взять верх над нашим эгоизмом и капризами. Такого рода усилия помогут нам стать более чувствительными ко всему, что связано с Богом и способно облегчить жизнь нашим ближним. Постоянная внутренняя борьба делает нас духовно молодыми. Мы неизменно помним о том, что мы – дети Божии и поступаем согласно этому призванию.
Если же с нами все-таки произошло несчастье, связанное с отдалением от Бога, тут же вспомним притчу о блудном сыне и, с помощью Господней, вернемся к Богу с сокрушенным сердцем. В этом случае мы можем ожидать большого праздника на Небе, а также в нашей душе. Благодаря многочисленным сокрушениям, в душе водворяются мир и радость.
Нам следует постоянно быть радостными и не поддаваться искушению печали, которая всегда бесплодна и приводит с собой много разных искушений. Будучи радостными, мы хорошо влияем на других людей; печаль, напротив, угнетающим образом действует на наше окружение и приносит много вреда.
3 Радость – это одна из форм благодарения Богу за Его бесчисленные дары. Радость – это наша первая обязанность по отношению к Богу, самое простое и искреннее проявление сознания нашей от Него зависимости. Ведь из Его щедрой десницы мы имеем дары природы и дары благодати, которых совершенно не заслуживаем. Отец наш Бог доволен нами, когда видит нас по-настоящему счастливыми и радостными.
Будучи радостными, мы способны сделать много добра окружающим нас людям, поскольку радость привлечет их к Богу. Самым лучшим доказательством нашей любви к ближним должна стать радость, которую мы им приносим. Взглянем на первых христиан. Их жизнь вызывает восхищение, поскольку они в мире и радости исполняли свои скромные повседневные обязанности. Это семьи, которые жили Христом и помогали другим познавать Его. Небольшие христианские общины, ставшие как бы центрами излияния Благой Вести. Очаги, у которых собирались люди, внешне подобные своим современникам, но вдохновленные новым духом, входящим и в души тех, кто знал их и пребывал с ними в общении. Вот какими были первые христиане. Вот какими должны быть мы, христиане дня сегодняшнего, сеятели мира и радости – того мира и той радости, которые даровал нам Христос.
Многие люди смогут встретить Бога в нашем оптимизме, в обычной улыбке, в искреннем и сердечном отношении. Все это составляет доказательство нашей любви к ближним. Мы не должны проявлять нашего плохого настроения и печали вовне, особенно по отношению к самым близким нам людям. Бог хочет, чтобы наш семейный очаг был местом радостным, а не серым и унылым, погруженным в атмосферу напряжения из-за взаимного эгоизма и недостатка снисходительности.
Христианский дом должен быть преисполнен радости еще и потому, что жизнь в благодати предполагает упражнение в добродетелях (великодушия, сердечности, самоотверженности и служения), тесно связанных с чувством радости. Поступая так, христианская семья делает образ Христа привлекательным для других семей и всего общества.
Нам следует позаботиться и о том, чтобы радости стало больше на работе, на улице, в общественных отношениях. В этом мире много печали и беспокойства, поэтому он, прежде всего, нуждается в gaudium cum pace, в мире и радости, которые даровал нам Господь. Сколько же людей нашло свой путь к Богу благодаря сердечности и радости простого христианина! Радость весьма полезна в апостольском служении, поскольку, будучи радостными, мы способны представить Благую Весть Христа с любовью и кротостью, так, как это делали апостолы после Воскресения. Иисус Христос также выражал вовне Свое безграничное внутреннее ликование. Весьма нуждаемся в нем и мы для того, чтобы расти духовно. Святой Фома Аквинский когда-то выразился очень ясно: всякий, кто хочет расти духовно, должен иметь радость. Печаль отбирает у нас силы. Она – как грязь, приставшая к ногам путника, которая не только пачкает обувь, но и затрудняет ходьбу.
Духовная радость – это внутреннее состояние, необходимое нам для добросовестного исполнения наших обязанностей. Чем более высокими являются эти обязанности, тем большей должна стать и наша радость. Чем большая лежит на нас ответственность (как на священниках, отцах семейств, руководителях и учителях), тем больше мы должны заботиться о стяжании духовного мира и радости, которыми впоследствии мы обязаны поделиться с другими. Если же нам случиться их утратить, тут же попытаемся обрести их заново.
Задумаемся о радости Пресвятой Богородицы. Мария преисполнена радостью Воскресения. Она концентрирует в Себе всякую возможную радость, Она живет совершенной радостью, обещанной Церкви:“Mater plena sanctus laetitiae”, и вполне обоснованно Ее дети, живущие на земле, обращая свой взор к Матери надежды и Матери благодати, называют Ее “Causa nostrae laetitiae” – причиной своей радости.
Источник Франциско Карвахал. В общении с Богом