Июн 17, 2022
Из катехизического наставления Папы Бенедикта XVI во время общей аудиенции в Риме 17 ноября 2010 года.
Сегодня мне бы хотелось представить вам одну малоизвестную женщину, которой Церковь, однако, глубоко признательна не только за святость её жизни, но и за то, что она с великим пылом содействовала установлению одного из самых важных литургических праздников года, Торжества Святейшего Тела и Крови Христа. Я говорю о святой Юлиане Корнильонской, известной также как святая Юлиана из Льежа. Мы знаем о ее жизни прежде всего из ее биографии, написанной, вероятно, духовным лицом, ее современником, который собрал различные свидетельства людей, знавших святую лично.
Детство в монастыре
Юлиана родилась между 1191 и 1192 годами около Льежа, в Бельгии. Важно подчеркнуть это место, потому что в то время Льежская епархия была, так сказать, самой настоящей «евхаристической Горницей». Ещё до Юлианы выдающиеся богословы показали наивысшую ценность Таинства Евхаристии, и, всё в том же Льеже, существовали женские группы, участницы которых щедро посвящали себя евхаристическому культу. Наставляемые образцовыми священниками, эти женщины жили вместе, молясь и занимаясь делами милосердия.
Оставшуюся сиротой в 5 лет Юлиану вместе с её сестрой Агнессой передали на попечение монахинь-августинок в монастырь-лепрозорий в Монт-Корнильон. Воспитанием девушки больше всего занималась монахиня по имени Сапиенца (Мудрость).
Она заботилась о духовном росте Юлианы, пока та не получила монашеской одежды и не стала также сестрой-августинкой. Юлиана получила очень хорошее образование, читала Отцов Церкви на латинском языке, особенно св. Августина и св. Бернарда. Кроме живого ума она с самого начала проявляла особую склонность к созерцанию; Юлиана глубоко чувствовала присутствие Христа, Которого ощущала, горячо живя таинством Евхаристии и размышляя над словами Иисуса: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,20).
Просьба от Господа
В шестнадцать лет Юлиана имела первое видение, которое потом повторялось много раз во время евхаристических адораций. Видение представляло собой луну во всем ее сиянии, которую диаметрально пересекала темная полоса. Господь дал ей понять значение того, что она видела. Луна символизировала жизнь Церкви на земле, а тёмная линия означала отсутствие одного литургического праздника, об установлении которого Господь просил позаботиться Юлиану: то есть, праздника, во время которого верующие могли бы поклоняться Евхаристии, чтобы возрастать в вере, продвигаться в практике добродетелей, а также исправлять обиды, которые они причинили Святым Дарам.
Почти двадцать лет Юлиана, которая тем временем стала настоятельницей монастыря, хранила в тайне это откровение, наполнявшее радостью её сердце. Потом она доверилась двум другим сёстрам, пылким поклонницам Евхаристии, блаженной Еве, которая вела отшельническую жизнь, и Изабелле, которая присоединилась к ней в монастыре Монт-Корнильон. Эти три женщины создали своего рода «духовный союз», с целью прославления Святых Даров. Они пожелали включить в это дело еще одного очень уважаемого священника, Жана из Лозанны, каноника церкви св. Мартина в Льеже, прося его рассказать о том, что у них в сердце теологам и церковным властям. Ответ был позитивный и ободряющий.
То, что произошло со св. Юлианой Корнильонской, повторяется часто в жизни святых: чтобы иметь уверенность, что вдохновение исходит от Бога, нужно всегда молиться, уметь терпеливо ждать, искать дружбы с добрыми душами, и предоставлять всё решать пастырям Церкви. Именно епископ Льежа Робер де Туро после некоторого раздумья принял предложение Юлианы и её друзей и первым установил Торжество Святейшего Тела и Крови Христа в своей епархии. Позднее, другие епископы последовали его примеру, установив этот замечательный праздник на вверенных их пастырским заботам территориях.
Испытания
Однако Господь часто просит святых пройти испытания, чтобы их вера окрепла. Так случилось и с Юлианой, которой пришлось выдержать противостояние со стороны некоторых представителей духовенства, в том числе и собственного настоятеля, от которого зависел её монастырь. Тогда, по своему желанию, Юлиана с несколькими соратницами покинула монастырь Монт-Корнильон, и в течение десяти лет, с 1248 по 1258 годы, должна была искать убежища в разных монастырях сестер цистерцианок. Она подавала всем пример своим смирением, никогда не критиковала и не упрекала своих врагов и продолжала самоотверженно распространять почитание Евхаристии.
Она умерла в 1258 году в Фоссэ-Ла-Виль, в Бельгии. В келье, где она лежала, было выставлено Пресвятое Таинство, и, как вспоминает её биограф, она умерла, созерцая с последним порывом любви Иисуса-Евхаристию, Которого всегда любила, прославляли, и Которому поклонялась всю свою жизнь.
Общецерковный праздник
К установлению праздника причастен также Жак Панталеон де Труа, который знал святую, когда был ещё архидиаконом в Льеже. Именно он, когда стал Папой Урбаном IV, в 1264 году, установил Торжество Святейшего Тела и Крови Христа как праздник для всей вселенской Церкви, который отмечается в первый четверг после Пятидесятницы.
Сам Понтифик пожелал подать пример, отпраздновав Торжество в Орвието, городе, где он тогда жил.
Именно по его приказу в городском соборе хранился — и хранится до сих пор — знаменитый корпорал со следами евхаристического чуда, совершившегося годом ранее, в 1263 году, в Больсене. Один священник, освящая хлеб и вино, сильно засомневался в реальном присутствии Тела и Крови Христа в Таинстве Евхаристии. И тогда из освященной Хостии чудесным образом потекли капли крови, подтверждая таким образом то, что исповедует наша вера.
Урбан IV попросил одного из величайших богословов истории, св. Фому Аквинского, — который в то время сопровождал Папу и находился в Орвието, — составить литургические тексты этого великого праздника. По сей день используемые Церковью, они являют собой шедевры, в которых сплелись воедино богословие и поэзия. Эти тексты заставляют трепетать струны сердца, чтобы выразить хвалу и благодарность Пресвятому Таинству, в то время как ум, входя с изумлением в тайну, признаёт в Евхаристии живое и истинное присутствие Иисуса, Его жертву любви, которая примиряет нас с Отцом и дарит нам спасение.
Хотя после смерти Урбана IV празднование Торжества Святейшего Тела и Крови Христа ограничивалось некоторыми регионами Франции, Германии, Венгрии и северной Италии, был ещё один Понтифик, Иоанн XXII, который в 1317 году восстановил его для всей Церкви. С тех пор это Торжество пережило удивительный расцвет и стало одним из самых любимых праздников христианского народа.
«Боже сокровенный, славлю я Тебя…»
Вспоминая святую Юлиану из Корнильона, давайте и мы обновим нашу веру в реальное присутствие Христа в Евхаристии. Как нас учит Компендиум Катехизиса Католической Церкви», Иисус Христос присутствует в Евхаристии уникальным и несравненным образом. Он присутствует в ней истинным, реальным, сущностным образом: Своим Телом и Своей Кровью, Своей Душою и Своей Божественностью. Он присутствует в ней сакраментально, то есть, под евхаристическими видами хлеба и вина, весь Христос: Бог и человек».
Верность встрече с евхаристическим Христом во время воскресного богослужения является важной для возрастания в вере, но давайте также постараемся приходить чаще ко Господу, присутствующему в Дарохранительнице! Глядя во время адорации на освященную Хостию, мы встречаем дар Божьей любви, встречаем Страсти и Крест Иисуса, а также Его Воскресение. Именно через наш взгляд во время поклонения Господь привлекает нас к Себе, внутрь Своей тайны, чтобы изменить нас, как Он изменяет хлеб и вино. Святые всегда находили силы, утешение и радость в евхаристической встрече. Словами евхаристического гимна «Adoro te devote» («Боже сокровенный, славлю я Тебя…») давайте повторим перед Господом, присутствующим в Святых Дарах:
«Дай мне в этой вере до конца пребыть,
Дай надежду, Боже, дай Тебя любить».
Источник: Речь ● Св. Юлиана Корнильонская: евхаристическая весна ● Papst Press