Дек 9, 2013
9 декабря Католическая Церковь празднует Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы. В честь этого события, в честь исповедуемого нами догмата о Непорочном Зачатии Девы Марии был освящён Собор Непорочного Зачатия в Москве, самый большой и величественный католический храм в России. Замечательно, что первым настоятелем этого собора стал о. Михаил Цакуль, в 1912 – 1916 годах служивший настоятелем прихода в Симбирске.
У наших православных братьев есть замечательный по своей глубине и красоте иконописный образ: «Зачатие Пресвятой Богородицы». Двое святых, праведные Иоаким и Анна крепко обнимают друг друга у Золотых ворот города Иерусалима. Образ являет нам высоту и красоту супружеских отношний – ту, высоту, к которой каждый из призванных к супружеству обязан стремиться.
В клеймах, маленьких рисуночках по сторонам на том же образе, придающем дополнительную динамику этой замечательной картине, иконописец изобразил предыдущие события: Ангел является Иоакиму в пустыне, Ангел является Анне в саду.
В крохотном городке Назарете (всего-то пять десятков жителей насчитывают в нём многознающие историки), в трёх днях пути от священного града Иерусалима жили в I веке до нашей эры благочестивый супруги, Иоаким и Анна. Они были людьми довольно зажиточными и знатными: Иоаким происходил из колена Иудина, от царского племени, а Анна была была младшей дочерью священника из рода Ааронова Матфана.
Полвека прожили они душа в душу. Иоаким и Анна никогда не чванились перед ближними своими предками, а всегда старались заслужить их уважение смирением, милосердием и добрыми делами. Из своих доходов они выделяли две трети – одну жертвовали в Иерусалимский храм, другой делились с бедными и странниками.
Впрочем, злые языки всегда найдут в чём можно опорочить самого чистого и честного человека. Иоаким и Анна также терпели глумление и поношение, и скорбь переполняла их сердца. У супругов не было детей, что по понятиям того времени считалось бесславием, карой небес за скрываемые тайные грехи. А мы все любим заниматься чужими грехами, ведь они позволяют нам не замечать собственных прегрешений.
Однажды Иоаким пришёл в Иерусалимский Храм, чтобы принести положенную жертву в благодарение Богу, но жестокий архиерей Иссахар прилюдно и с насмешкой отверг его приношение: «Господь ради тайных грехов твоих отнял от тебя Своё благословение!». Многие в толпе, позабыв о милосердии и поклонении Богу, стали кричать: «Непозволительно тебе вместе с нами приносить дары свои, ибо не сотворил ты семени в Израиле». И, оставив город, в печали Иоаким удалился в пустыню.
Он пробыл в ней в посте и молитве сорок дней. Он молился Господу со всем жаром души, чтобы Тот помог им с женой в их печали. И вот, небеса растворились, и из них явился Ангел, который сказал: «Бог услышал тебя. От вас с женою родится дочь, о Которой возрадуются все племена земные. Ступай прямо теперь в Иерусалим, к Храму». Иоаким встал и бесстрашно пошёл вперёд.
Слух о происшествии в Храме дошёл до Назарета. Безутешная Анна скрывала своё горе, уединяясь в маленьком садике при доме, в тени лаврового дерева. Однажды, поднимая к небу глаза, она заметила в ветвях лаврового дерева гнездо с птенцами, и боль со всею силою сжала ей душу: «Горе нам, Господи! — причитала она, — И птицы небесные, и звери земные утешаются чадами. Лишь я, как безводная степь, как каменная пустыня. О если бы Ты, Господи, услышал молитву мою».
И Анне тоже явился Ангел, который сказал: «Не плачь, Анна. Господь услышал тебя, и ты родишь дочь и о семени твоем благословятся все племена земные. Ступай в Иерусалим, и там ты встретишь мужа твоего». У Золотых ворот Иерусалима, через которые паломники приходили ко Храму, Иоаким и Анна встретились. Глубокой и радостной была эта встреча! Милость, оказанная Господом, престарелым родителям казалась всем знаком особой судьбы для их чада. Нам, отделённым от тех событий двадцать с половиною веками, Церковь вновь свидетельствует через Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы —
Веруйте, и будет вам по вере вашей!