Июн 15, 2023
О. Фаддей Дайчер
«Мать Тереза показала на молоденькую монахиню, которая склонилась над одним из больных: «Видите эту девушку? Она недавно пришла к нам. Ей было очень тяжело. Сегодня утром я разговаривала с ней. Я спросила ее, заметила ли она, как во время Святой Мессы священник с великим почтением и любовью прикасается к Иисусу в Евхаристии. Я посоветовала ей делать то же самое, когда она будет в доме для умирающих. Я говорила ей, что она встретит Иисуса в немощных телах наших бедняков. Только что она пришла ко мне и сказала: «Матушка, благодарю Вас, ведь я в течение трех часов прикасалась к Иисусу». Ceйчас она снова рядом с Ним1».
Эта сцена необычайно выразительна. Я могу представить себе, что стою рядом с Матерью Терезой, а она задает мне вопрос: «Ты заметил, как во время Святой Мессы священник с великим почтением и любовью прикасается к Иисусу в Евхаристии?». И настойчиво побуждает меня делать так же, когда я буду дома или на улице, или где-то в другом месте, где будут больные, а может, даже умирающие — но не в теле, а в душе. Она советует, чтобы я посмотрел на них в свете веры и увидел, что они изранены, измучены болезнями, и даже уже умирают от голода по Богу. Ведь они живут так, как бы Его не было. А может, я посмотрю дальше и замечу вокруг себе целые толпы немощных, умирающих, гораздо бόльшие, чем в Калькутте. И в свете веры я увижу трагедию этих больных и даже умирающих от голода по Богу душ.
Когда меня охватит ужас, Мать Тереза повторит: «Посмотри, как во время Святой Мессы священник с великим почтением и любовью прикасается к Иисусу в Евхаристии. Я советую тебе делать то же самое, когда ты будешь прикасаться к этим несчастным, страдающим от голода по Богу. Я советую тебе делать это с великим почтением и любовью. Ведь если они умирают от голода по Богу, то можно сказать, что Бог умирает в них, ведь они выкинули Его из своей земной жизни. Иногда они возвращаются, бросают Ему какие-то объедки, но у них по-прежнему есть дела, которые гораздо важнее, чем Он. Для них Бог слишком мал. А когда Он слишком мал, то человек, чаще всего неосознанно, болеет или умирает от голода по Богу».
Я могу представить себе больных, лежащих на улицах Калькутты и не осознающих, что они умирают. Эти больные или умирающие в душе не кричат, не просят о помощи — так, как человек, немощный или умирающий в теле, который может быть так одурманен, что ему на самом деле все равно. Однако я не должен забывать о том, что Мать Тереза сказала мне, что я могу встретить в них Иисуса, и что, помогая им, я должен прикасаться к ним с такой любовью и почтением, как это делал этот священник. Легко ли это?
Эта молодая монахиня сказала Матери Терезе: «Матушка, благодарю Вас, ведь я в течение трех часов прикасалась к Иисусу». Раз она благодарила, то была очень счастлива, что она рядом с Иисусом, и, несомненно, с радостью осталась рядом с Ним.
Для умирающих от голода по Богу, как правило, нет специальных домов. Такие люди есть везде, и их состояние гораздо хуже, чем тех, кто умирает физически — по крайней мере, так это определила Мать Тереза. Когда-то она сказала, что в Америке умирает гораздо больше людей, чем в Калькутте; только не физически, а духовно.
Нелегко сопутствовать тому, кто болен, и даже умирает от голода по Богу. Может, он улыбается, он спокоен, и у него нет желания поговорить со мной, ведь он не замечает своего трагического состояния. А может, он скорее грустный, загнанный, и во всем том, что ему еще надо сделать, чего достигнуть, у него нет для меня времени. Одновременно я осознаю, что Евхаристия, в которой я только что участвовал, продолжается дальше. Я по-прежнему помню, как священник с великим почтением и любовью прикасался к Иисусу в Евхаристии. И я знаю, что после каждой Святой Мессы вплоть до следующей я должен с такой же любовью прикасаться к этим несчастным, страдающим от голода по Богу. Осмелюсь ли я оставить их, ведь они так больны?
И почему на вид кажется, что все в порядке? Люди, болеющие физически, стонут, жалуются, кричат — или всем своим видом, или буквально. А болеющие в душе? Если бы Господь Бог показал мне, как на самом деле выглядят души, болеющие от голода по Богу, и если бы я мог быть в этой сверхъестественной действительности, может, оказалось бы, что меня окружают непрестанные жалобы и стоны — насколько можно так сказать, используя метафору, представляющую эту человеческую трагедию таким образом, что души жалуются и стонут. Если бы я увидел это, смог бы я вернуться к моим повседневным занятиям, начать заниматься собой, собственными делами? Мать Тереза ответит мне, что мне нужно отвернуться от себя и заняться этими несчастными, причем с великим почтением и любовью.
И может только тогда я пойму, какой необычайной тайной является Евхаристия, какой великой силой она обладает. И что это только недостаток моей веры не позволяет этой силе разливаться и переносить людей, болеющих от голода по Богу, прямо к исповедальне. Не позволяет переносить их, силой этой евхаристической благодати, к алтарю, где они могли бы обрести веру.
Такую власть Господь Бог хочет дать мне, поскольку хочет сделать меня своим святым – тем, кто, в конце концов, понял, что сам по себе он никто. А поскольку сам по себе он никто, наполнить его такой верой, что она станет силой, изменяющей историю людей, мира.
1 Катрин Спинк. В тишине сердца. Размышления Матери Терезы, 1983
Источник: о. Фаддей Дайчер. Умножь в нас веру. Из цикла «Размышления о Евхаристии» ч.3. Епархия Св. Климента в Саратове, 2017. С. 37