Погружение в молитву и одухотворенность по опыту св. Игнатия Лойолы

Погружение в молитву и одухотворенность по опыту св. Игнатия Лойолы

Июл 30, 2023

Духовная революция в жизни Игнатия Лойолы 

Первые 30 лет жизни Игнатия Лойолы можно назвать, пользуясь его собственными словами, служением светской суете. Сердце его – как сам признал – было переполнено любовью к светской жизни, жаждало славы, желало проявить себя в служении земному царю, стремилось к сильным впечатлениям и удовольствиям, тосковало по даме сердца. Только тогда, когда Игнатий, как командующий крепостью Пампелуна, был в 1521 г. тяжело ранен в битве с французами, он, находясь в замке в Лойола и испытывая страдания, нашел время для размышлений и молитвы. Сначала там, во время болезни, затем в период молитвенного бодрствования в святилище Божьей Матери в Монсеррат, но, главным образом, в Манресе, где он неожиданно задержался дольше, в стремлении понять, какой является в отношении его Божья воля, а также в поисках нового служения, которое ему предстояло начать с помощью новой «дамы сердца» — Непорочной Девы Марии. 

В святилище Девы Марии в Монсеррат Игнатий провел долгие ночные часы: то на ногах, то коленопреклоненный, погруженный в молитву перед образом своей Госпожи и Избранницы сердца, моля о том, чтобы Она приняла его в свое услужение и ходатайствовала перед Сыном, дабы Он ниспослал ему благодать мужества и преданности на новом неизведанном пути. Это был для него как бы почетный караул перед посвящением в нового рыцаря, рыцаря Христа и Девы Марии. 

Пребывание в Манресе, где вначале он предполагал провести несколько дней, превратилось в десять месяцев жизни в молитве и покаянии. Он молился ежедневно, обычно стоя на коленях, по 7 часов. Кроме того, он присутствовал на литургии, а по вечерам принимал участие в вечерней службе. В свободное от молитвы время он ухаживал за больными в госпитале. Посещал также окрестные костелы. Охотнее всего Игнатий проводил в молитве долгие часы в горной пещере на берегу реки Кардонер, где скрытый от любопытных глаз людей, вел беседу с Богом, Который видит укрытое и читает секреты в сердцах. 

Здесь, в Манресе, во время молитвы Игнатий увидел все – Бога, людей и мир — в другом свете. Здесь свершилась подлинная революция в его внутренней жизни. Здесь под влиянием многомесячных молитв, просветления и собственных переживаний, которые он умел чрезвычайно точно анализировать и оценивать, Игнатий понял основные принципы внутренней жизни. И он начал вести запись этих духовных принципов и переживаний, надеясь, что они помогут и другим людям найти дорогу к Богу. Таким образом возник набросок известной книги под названием «Духовные упражнения», которая стала со временем орудием духовного возрождения и реформы Католической Церкви.

В свете сказанного можно сделать вывод: стоит все поставить на молитву! Но остается еще такая проблема: как погрузиться в молитву? (как научиться молиться?). Ответом на этот вопрос будет в какой-то мере личный опыт, замечания и советы мужа молитвы св. Игнатия Лойолы, которые содержатся в его книге «Духовные упражнения». 

Молитвенный опыт Игнатия 

Для Игнатия молитва – это мысленный или словесный разговор с Богом, Господином нашим, или с Его святыми (ДУ 3). Молитва это внутреннее усилие человека, как бы тренировка для души, поэтому разные приемы молитвы Игнатий называет духовными упражнениями (ДУ 1). 

ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

 Игнатий рекомендует для молитвы, то есть для духовных упражнений постоянное, одно и то же, время. В 19 замечании (ДУ 19) он говорит, что следует предаваться размышлениям в одинаковое время.

Соблюдая постоянное время молитвы, мы приобретаем привычку молиться. В нас так пробуждается жажда Бога, как в ребенке потребность в пище, когда его кормят в определенное время.

И здесь следует замечание: назначенное время молитвы должно быть самым подходящим (оптимальным), иначе молитве может помешать, например, усталость, рассеянность, шум. 

МЕСТО МОЛИТВЫ 

Привычке молиться способствует постоянное и подходящее для этого место, поскольку существенным условием погружения в молитву является тишина, возможность сосредоточиться. «В духовных упражнениях молящийся извлечет тем большую духовную пользу, чем более удалится от всех друзей и знакомых и от всех земных забот, перейдет, напр., из этого дома, где живет, в другой дом или хотя бы в другую комнату, чтобы там жить в наибольшем уединении и укрытии» (ДУ 20а и 20б). 

Сам Иисус Христос предписывает именно это: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6). 

Хорошо поэтому иметь такую свою молельню. В поисках Бога и общения с Ним пророки Божьи, известные по Библии, удалялись в пустыню или безлюдные горы, как, напр., Елиав и др. За Ним шли в пустыню или безлюдные горы христиане первых веков, основывая центры молитвы, так называемые обители. В наши дни мы назвали бы их ораториями, то есть постоянными местами, предназначенными только для молитвы. Такие оратории могут прекрасно выполнять свою роль не только в пустыне, но и в городе и в деревне. Поэтому возникает большая проблема организации в наших городах и селах не только рабочих мест, но и мест, предназначенных для молитвы. Бывает и так, что для создания такого места многого не требуется. Достаточно на книжной полке или в одном углу письменного стола установить небольшой алтарь. Дело в том, чтобы эти символы религии напоминали нам о духовной жизни, призывали к участию в ней, помогали обуздать чувства и полностью сосредоточиться на молитве. 

ВРЕМЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ МОЛИТВЫ 

Игнатий убедился, что враг души нашей имел обыкновение усиленно добиваться того, чтобы заставить нас сокращать время, предназначенное для молитвы (ДУ 12). Особенно трудно довести молитву до конца, когда у нас огорчения. В этом случае «выполняющий упражнения должен пребывать на молитве несколько дольше (чем намеревался ранее). Это нужно для того, чтобы противостоять горестям и побеждать искушения. Необходимо привыкать не только к тому, чтобы оказывать противнику сопротивление, но и к тому еще, чтобы повергать его на землю» (ДУ 13). 

Следовательно, речь идет о верности и терпении в час молитвы, о противостоянии соблазну лени, сибаритства и более того – о наступлении, чтобы победа была определенно на нашей стороне. 

ПРЕДМЕТ МОЛИТВЫ 

Предметом молитвы, по Игнатия, не являются мысленные абстракции или теологические отвлеченные умозаключения, но факты и события, связанные с историей нашего спасения, факты, которые содержатся в Божьем откровении – Библии. Итак у Игнатия главным источником молитвы является Слово Божье. Это особенно заметно тогда, когда речь идет о размышлении над тайнами жизни Христа, Господина нашего. Поразительно, как близок Игнатий к духовности нашего времени, духовности возврата к библейским источникам, что стало таким характерным для атмосферы II Ватиканского Собора. Обращение в молитве к Слову Божьему, к учению и жизни Иисуса Христа, как проявлению Бога дает нам следовательно шанс на встречу с самим Богом, Его истиной и любовью, предоставляет случай познать себя, критически оценить свой образ мыслей и поступки в свете Слова Божьего. 

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ МОЛИТВЫ 

В общем плане – большая хвала Господу (Бог познается все больше и вызывает все большую любовь) и всеобщее спасение. 

Конкретно – «подготовка и приспособление души к освобождению от всех неупорядоченных влечений, а после их удаления, поиски и обретение воли Божьей относительно такого упорядочения своей жизни, чтобы это служило добру и спасению души» (ДУ 1). 

Итак, молитве надлежит привязать меня к Господу Богу , Его высочайшей воле и помочь в достижении конечной цели жизни человека. 

ПОДГОТОВКА К МОЛИТВЕ 

Игнатий сам практиковал и очень рекомендовал подготовление к молитве. Об этом свидетельствует его «Духовный дневник» и «Духовные упражнения». Без подготовки молитва не получается, внимание рассеивается. 

В порядке подготовки к аудиенции у самого Бога следует определить тему разговора: «хочу, Господи, говорить с Тобой о…», напр., моей семье, моей вере и т.п. Далее необходимо определить содержание темы разговора. Поэтом св. Игнатий предлагает подготовку так называемых «пунктов» молитвы. Это что-то в виде короткого и содержательного плана. Далее рекомендуется осознать для себя намерение, цель молитвы, то есть «id , quod volo » — то, чего я желаю. Определение мотивации мобилизует к молитве. 

НАЧАЛО МОЛИТВЫ 

По мнению св. Игнатия, молитву следует начать с того, чтобы ощутить присутствие Бога, мысленно выразить свое преклонение, а если это возможно, осуществить поклон и физически. 

Ощущение присутствия Бога способствует сосредоточению и усердию в молитве, а акт преклонения тесно связан с верой в присутствие Бога и помогает снискать себе Его благоволение во время молитвы. 

А вот дословно переданное замечание св. Игнатия: «На время одного прочтения «Отче наш» удалюсь на шаг или на два от места, где предстоит молитвенное созерцание, и, вознесясь мыслями к небу, осознаю для себя, как Бог, Господин наш, смотрит на меня и т.п. Затем следует совершить акт поклонения Богу и покорности перед Ним» (ДУ 75). 

ТЕЧЕНИЕ МОЛИТВЫ 

Чтобы сама молитва явилась здоровым и питательным плодом, св. Игнатий во втором вводном замечании к Духовным упражнениям, пишет, между прочим: «Не большой объем знаний, но внутреннее ощущение и наслаждение молитвы удовлетворяет душу и насыщает ее». А в другом месте он опять-таки пишет: «В точке, в которой я найду то, чего ищу, задержусь и отдохну, и пока не смогу насытиться, не смогу спокойно перейти в следующую точку» (ДУ 76). 

Не объем знаний и прочитанных молитв, священных текстов, «точек» медитации и молитвенного созерцания насыщает душу, но внутренней ощущение и благость. «Игнатий представляет здесь – точно комментирует отец Мечислав Беднаж – направление ориентироваться не столько на количество, сколько на качество. Для него важно не то, чтобы переживать много, а то, чтобы переживать глубоко. Его назвали автором не многих идей, но зато идей продуманных, основанных на опыте, проверенных в молитве и реализованных в жизни до окончательных выводов». Поэтому нет ничего удивительного, что он предостерегает от торопливости и чрезмерного количества молитв, а рекомендует повторение некоторых более важных упражнений. Здесь вспоминаются слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «В молитве не уподобляйтесь многословным язычникам» (Мф. 6, 7). 

ДУШЕВНЫЙ НАСТРОЙ НА МОЛИТВЕ 

Большое значение имеет открытость на воздействие Бога на нас. Без этого тяжело будет нашей воле соприкоснуться с волей Бога в нас. Тяжело будет также осуществить в своей жизни Божью волю. Св. Игнатий в одном из своих замечаний пишет: «Тому, кто принимает и выполняет Упражнения, очень поможет, если он приступит к ним с великодушием и щедростью по отношению к Творцу и Господу своему, принося Ему в жертву всю свою волю и свободу, чтобы Его Божественное Величие располагало по своей святейшей воле как им самим, так и всем, что он имеет» (ДУ 5).

 Сущностью аскетизма, жизни подлинно проводимой в молитве и набожности, является, по Игнатию, умение последовательно уходить от своей действительности и погружаться в Божью. 

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ 

Св. Игнатий рекомендует такое положение тела, которое оптимально способствует духовной сосредоточенности. Он исходит при этом из верной предпосылки, что наилучшим является такое положение, которое больше всего помогает молиться. И вот, что он пишет на эту тему: «Начинать молитвенное размышление можно или на коленях, или лежа распростершись, лежа на спине, сидя или стоя, что удобнее стоять на коленях, то не нужно изменять положение, точно так же, если удобнее совершать молитву лежа и т.д.» (ДУ 76). Естественно, что сказанное приемлемо, если находишься дома один, никогда же в костеле или в присутствии других (ДУ 88). 

РОЛЬ НАСТРОЕНИЯ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ 

Св. Игнатий выступает за то, чтобы вне нас создавать себе соответствующее настроение к молитве и размышлениям в зависимости от их содержания. Напр., при медитации о грехе мысли о радости и веселье, разговоры о вещах вызывающих смех, препятствуют тому, чтобы почувствовать страдание и боль за наши грехи, чтобы появились слезы. Между тем необходимо поддерживать в себе волю к тому, чтобы чувствовать печаль и страдание, чему больше способствует воспоминание о смерти и Страшном суде. С этой целью хорошо лишить себя яркого света (ДУ 77-78 и 130). Созданию соответственного настроения может также содействовать проведение упражнений в полночь, на рассвете, в течение дня (ДУ 129). 

МЕТОД МОЛИТВЫ 

Св. Игнатий Лойола говорит, что наилучшим является тот метод, благодаря которому сильнее всего ощущение Бога. Поэтому он предлагал с уважением и деликатностью исследовать пути, по которым Бог ведет человеческие души, не навязывать никому своих методов и средств достижения духовного прогресса, предоставить в молитве и общении с Богом большую свободу. Хотя св. Игнатий приводит в «Духовных упражнениях» многие методы, он является однако сторонником выбора и адаптации их к отдельным людям, в зависимости от их индивидуальности, состоянию здоровья, возраста, профессии, потребностей, способностей, образования, времени, которым они располагают и т.п. Он пишет об этом, между прочим, в вводных замечаниях к «Духовным упражнениям», № 18-20. Во всяком случае св. Игнатий является сторонником воплощения во всем важного принципа из Основы Упражнений, а именно «» — «постольку, поскольку». В пределах этого правила надо пользоваться всем в такой степени, в какой это помогает нам в достижении конечной цели. В связи с этим выбор метода молитвы надо производить согласно данному принципу. Так как, однако, св. Игнатий познал милость Божью, используя разные пути молитвы, он представляет их нам, щедро делится своим опытом в книге «Упражнений». 

Источник https://oleh-sj.pp.ua/ID/2Pogruzenijevmolitvu.html