КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

Апр 29, 2014

«Страсти Христовы, укрепите меня!», — гласят слва из поразительной молитвы «Душа Христова», которую сочинил, попреданию св. Игнатий Лойола.

Одним из способов, который приобщает нас к великой тайне Страстей и Искупления Господа нашего Иисуса Христа является богослужение Крестного Пути. Это богослужение особым образом почитается в нашей Духовной Семье, Институте Воплощённого Слова, где Страсти Христовы – один из «краеугольных камней» Её духовности.

«Иконы маленькие, развешанные по стенам храма «Вия Круцис», читаем мы в составленной в 1923 году инвентарной описи Симбирского римско-католического костела. 14 образов с изображением стояний Крестного Пути – непременный атрибут любого католического храма, часовни.

В нашем приходе, в его подавляющем, армяно-католическом секторе, сохраняется и живёт замечательная, восходящая, кажется, к первым векам существования христианства традиция ежедневного служения Крестного Пути во время Великого Поста.

Крестный Путь служится в домах и квартирах. Верующих «сопровождает» скорбная фигура Иисуса Христа, несущего Крест. Эта небольшая статуя была приобретена во время прихоского паломничества в Святую Землю, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, совсем неподалёку от места Девятого Стояния, там, где Иисус третий раз пал под тяжестью Креста.

«Господь уже не может подняться: так тяжёл груз нашей греховности», — написал, размышляя о Третьем падении Искупителя св. Хосемария Эскрива. Господь, и только Господь помогает нам одолеть грех. И это особенно волнительно осознаётся, когда наблюдаешь армянскую традицию Крестного Пути.

Двери дома, где происходит богослужение, открыты для всех, сюда приходят не только друзья и родственники хозяев – поклониться и воздать честь Богу, умершему за нас, приходят и те, кто с ними в ссоре, иногда застарелой и глубокой, когда не то, что войти в дом, глянуть в сторону «врага» кажется недостойным гипертрофированной гордыни. Перед Богом, Которому плевали в Лицо, Который висел на позорном Кресте совершенно голым, любая наша обида и гордость оказывается мелочной и никчёмной.

У армян есть замечательная традиция, сродни православному Прощенному воскресению, обязательно просить прощения и прощать, но только приурочена она не к началу, а уже к завершению Великого Поста. И в этом её особая глубина. Люди прощают и просят прощения, осознав для себя, через пережитое великопостное время глубину, радость и необходимость этих так любимых Богом вещей.

Это – духовное богатство, которые мы все, с помощью Божией, должны хранить и преумножать.

Комментарии: