Окт 10, 2020
81.3. Тем, кто активно призывает к молитве по Розарию и видит в ней совершенную форму ежедневного общения с Пресвятой Девой Марией, иногда приходится встречаться с такими лицами, которые, возможно, в доброй совести, отказываются читать эту молитву и при этом ссылаются на факт своей рассеянности. По их словам, они не могут заставить себя сосредоточиться во время чтения Розария, а потому им лучше вообще не читать этой молитвы, чем читать ее лишь формально. В этой связи, можно вспомнить, что папа Иоанн XXIII назвал самым плохим Розарием тот, которого не читают вовсе. Святой Альфонс Лигуори когда-то писал, что рассеянность во время молитвы может возникать как раз потому, что эта молитва весьма докучает дьяволу.
Некоторые духовные наставники сравнивают Розарий с песнью в честь Пресвятой Богородицы. Даже если мы не слышим слов, сама мелодия побуждает наш ум и сердце обратиться к Матери Божией.
Неумышленная утрата сосредоточенности, если с этим явлением ведется борьба, не уничтожает духовных плодов Розария, как и любой другой устной молитвы. В свое время Святой Фома Аквинский говорил о троякой концентрации внимания во время молитвословия. При этом речь шла о правильном произнесении всех слов и проникновении в их смысл, но особенно подчеркивалась необходимость не терять из виду цель молитвы: прославление Бога и прошение о даре благодати. Именно последний элемент является важнейшим и необходимым, а потому молиться могут даже совсем необразованные люди, которые не понимают как следует смысла произносимых ими слов. Тем не менее, их порыв может стать столь мощным, что их ум все же будет вознесен к Богу.
Необходимо стремиться читать Розарий как можно более тщательно, обращая внимание на четкое произнесение слов, паузы, ударения, минуты тишины, в которые мы размышляем об очередной тайне, а также посвящая каждую тайну конкретному прошению (о Вселенской Церкви, о Святейшем Отце, о местном епископе, о семьях, о призваниях ко священству, о миссиях и миссионерах, о мире в том или ином регионе, о наших личных проблемах и проблемах наших друзей и знакомых…). “Розы”, которые мы дарим Пресвятой Деве Марии, не должны быть вялыми и мятыми, а такими они могут стать в случае рутинного чтения Розария и в случае, если мы по своей вине теряем сосредоточение. С другой стороны, следует помнить, что рассеянности как таковой избежать очень трудно, а Пресвятая Дева Мария видит все наши усилия и благодарно принимает их.
Чтобы читать Розарий по-настоящему благочестиво, необходимо отвести для этого специальное время. Очень грустно, когда мы откладываем молитву по Розарию на поздний час. Это все равно что и вовсе не читать ее, – предупреждает нас Святой Хосемария Эскрива. Перед сном, в лучшем случае, прочтешь его плохо, не созерцая его тайн. Так вряд ли удастся преодолеть рутину, удушающую истинное благочестие. Ты всегда откладываешь Святой Розарий, а там и пропускаешь, тебе хочется спать, – продолжает он. – Если нет другого времени, читай его хоть на улице, но так, чтобы никто не заметил. К тому же, он поможет тебе оставаться в присутствии Божием. Его можно читать где угодно: в храме, на улице, в пути, одному или с семьей, в ожидании приема у врача или в очереди за билетами, или на почте. Едва ли хоть какой-то христианин сможет утверждать, что у него нет времени на эту, столь прекрасную и рекомендованную Церковью молитву.
Наступит момент, когда Господь явит нам плоды благочестивого чтения Розария, пусть даже в состоянии вынужденной рассеянности: неслучившиеся катастрофы, обращения, обычные и чрезвычайные дары благодати для нас и для других людей, воспользовавшихся нашей молитвой, хотя и не знавших нас.
Эта, столь действенная и угодная Пресвятой Деве Марии молитва, во многих случаях может стать формой выражения нашей мольбы и благодарности, а также формой покаяния за совершенные нами грехи: Пречистая Дева, я хорошо знаю, что я жалок, ничтожен, и с каждым днем лишь увеличиваю число своих грехов”. Ты говорил мне, что на днях сказал это Нашей Матери. А я посоветовал тебе молиться по Розарию: священная монотонность молитв очистит тебя от монотонности твоих грехов!
Франсиско Карвахал, «В общении с Богом», глава 81